Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Археологи и «черные копатели»

Текст: Светлана Макеева Фотография: Кирилл Самурский
19 февраля 2013
/upload/iblock/07f/07f2bcafb2af13741946244d5264c3a8.jpg
Височные подвески с фигурами пантер. Золото, IV век до н.э. Из неразграбленного скифского кургана у села Колбино, Воронежская область (экспедиция Института археологии Ран, 1997 год).
Может ли техника помочь в борьбе с мародерами? Когда и для чего используют ее ученые?
С незаконными раскопками сталкиваются археологи всех стран, остро эта проблема стоит и в Болгарии. По словам сотрудника Института археологии РАН Татьяны Мишиной, много лет работавшей в составе Болгаро-российской экспедиции, Георгию Китову приходится нелегко. Он старается опередить грабителей и исследовать курганы и купольные гробницы: именно эти памятники вызывают интерес мародеров – в них часто попадаются золотые предметы. «Ему удается находить средства на проведение работ, и он копает много, но это значит, что на него ложится и большая ответственность за спасение древнего наследия, – считает Мишина. – Китов находится в экстремальной ситуации и поэтому вынужден использовать технику. Все его находки попадают в Национальный исторический музей в Софии, а не в частные коллекции и доступны исследователям». В России массовое применение техники началось в семидесятые годы, после того как приняли закон об охране исторических памятников. По этому закону до начала земляных работ в местах залегания культурных слоев и расположения могильников должна проводиться археологическая экспертиза. Но время на ее проведение ограничивалось, и, по словам сотрудника Государственного исторического музея Дениса Журавлева, ученым приходилось работать в страшной спешке. То, что они не успевали спасти, было потеряно для науки. Здесь очень кстати оказались бульдозеры. Сегодня российские археологи при раскопках используют GPS, металлоискатели, георадары, применяют геофизические методы разведки. Бульдозерами снимают насыпи крупных курганов – это ускоряет работу ученых и позволяет им опередить грабителей. Разработана методика таких работ. При раскопках в крупных городах тоже нужны машины, ведь, чтобы добраться до древних слоев, приходится удалять мощные современные напластования. Использование землеройной техники требует высокой квалификации специалистов. «Каждый памятник диктует свою методику работ, – считает Мишина. – Необходим большой опыт ведения раскопок, ведь насыпь кургана зачастую имеет сложное строение. Внутри встречаются “впускные погребения” – когда в курган позже добавляли новые захоронения; может быть несколько насыпей – одна над другой». Экскаваторы при раскопках использовать нельзя, считают ученые, они разрушают последовательность слоев. При работах на городищах или грунтовых могильниках нельзя применять также и бульдозеры. Но мародеры тоже стали использовать технику. Масштаб причиняемого ими вреда увеличился, они работают быстрее, с ними стало сложнее бороться. В девяностые годы среди бела дня с бульдозерами и металлоискателями раскапывались курганы в Краснодарском крае, античные поселения в Причерноморье – грабителей интересовало золото скифов и греков. Так, в 2004–2006 годах практически полностью был уничтожен один из некрополей первых веков нашей эры на Таманском полуострове (а это несколько сотен могил и склепов), рассказал сотрудник Исторического музея Георгий Ломтадзе. Известны случаи, когда ученым буквально в последний момент удавалось опередить грабителей. «Мы копаем скифский могильник на Среднем Дону с 1992 года, – говорит сотрудник Института археологии РАН Валерий Гуляев. – В одном из курганов мародеры бульдозером прорыли траншею, но не успели добраться до захоронения, оно досталось нам нетронутым. А центральный курган был перепахан вдоль и поперек, повсюду валялись батарейки от металлоискателей». Ученых беспокоит не только судьба обнаруженных грабителями древностей. Используя технику, мародеры разрушают исторические сооружения, уничтожая ценнейшую информацию. «Грабители не щадят памятник, стараясь обнаружить металлодетектором как можно больше предметов, – объясняет сотрудник Института археологии РАН Леонид Яблонский. – Археологи используют технику строго в соответствии с методикой, оставляя бровки, чтобы проследить этапы строительства древнего сооружения. Им нужно восстановить картину создания и жизни памятника». В последнее время для борьбы с мародерами принимаются более жесткие меры, пытаются находить средства на защиту объектов и ученые. Так, группа специалистов во главе с Владимиром Кузнецовым проводит раскопки Фанагории, крупнейшего античного поселения на территории России. Им удалось найти деньги на круглосуточную охрану: теперь древний город патрулирует отряд казаков. И все же, несмотря на отдельные победы в борьбе с нелегальными раскопками, решение этой проблемы – дело будущего.