National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Жизнь планеты

Арктика стремительно зеленеет: фото и видео

08 июня 2016
/upload/iblock/4ea/4ea063817ca22d3658388b57d12e1fb7.jpg
Фото: NASA's Goddard Space Flight Center/Cindy Starr
/upload/iblock/5d4/5d4d3e33ef98cc1c771b66eb29a4d3fb.jpg
Фото: NASA/Peter Griffith
/upload/iblock/445/445f8f6cb4cfc996e354dd65e9597e34.jpg
Фото: NASA/Peter Griffith
/upload/iblock/46c/46c2d94ee59807f658491bbdeb340fbf.jpg
Фото: NASA's Goddard Space Flight Center Scientific Visualization Studio
Изучив десятки тысяч спутниковых снимков за три десятилетия, эксперты пришли к выводу, что тундра перестает быть характерным пейзажем Арктики: теперь здесь появляется все больше «южных» растений.
Исследование провели специалисты Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) по результатам анализа 87 000 фотографий североамериканской части Арктики, сделанных спутниками Landsat с 1984 по 2012 годы. Приблизительно треть территории региона приходится на арктическую тундру – область низких, плоских и болотистых береговых равнин. Для нее характерна плотная почва, а вечная мерзлота летом покрывается «талыми озерами» из растаявшего льда. Суровый климат позволяет растениям появляться лишь на короткий срок: с конца июня до августа, но даже в это время года возможны заморозки. При этом растения – преимущественно мох и лишайники - не покрывают почву целиком, а располагаются небольшими группами в защищенных от сильного ветра местах. До недавних пор здесь не было и не могло быть ни одного кустарника: эти представители флоры не способны выжить в таких условиях. Однако глобальное потепление за минувшие 30 лет проделало огромную работу, изменив климатические условия в Арктике. В результате, как сообщается на сайте NASA, 30% арктической территории ощутимо «позеленело»: здесь появились заросли кустарника, местами достаточно густого и плотного. Это стало возможным благодаря общему повышению температуры, а также более длительному периоду тепла. Параллельно на 3% территории растительности, напротив, стало еще меньше, чем было ранее. Полученные выводы важны не только для общего понимания климатических изменений, происходящих на нашей планете. Арктическая тундра является местом обитания овцебыков, оленей, белых медведей, лисиц, многих других животных и птиц. Сейчас специалисты изучают, каким образом изменение растительного покрова и температуры отражается на численности их популяции и ареале. Узнайте о печальных последствиях глобального потепления для арктических северных оленей.