Но есть и хорошие новости!
Жизнь планеты

Атака с воздуха: что такое «вирусный дождь»

07 февраля 2018
/upload/iblock/678/67858e8652071a72a0515a68cbac7316.jpg
Фото: NASA Visible Earth
/upload/iblock/958/95839f88c998e7fbf78d67d4ecb35f2b.jpg
Фото: Евгений Мазурин
В разных уголках Земли встречаются генетически идентичные вирусы. Ученые нашли этому объяснение.

Вирусы являются наиболее многочисленными среди всех микроорганизмов, превосходя своим количеством даже бактерии. Они содержатся в почве, воде и воздухе.

В конце XX века канадские ученые обратили внимание на то, что многие вирусы совершенно не отличаются друг от друга, хотя их разделяют тысячи километров. В процессе исследования был обнаружен путь их распространения: виновником оказался ветер. Вместе с частицами пыли и микрокаплями воды океанов он поднимает вирусы и бактерии в тропосферу, где дуют уже более сильные атмосферные ветры. Они переносят вирусы на огромные расстояния, а затем дождь или песчаные бури опускают микроорганизмы на поверхность Земли.

Следующая поставленная задача заключалась в подсчете концентрации вирусов в нижних слоях атмосферы, на высоте около 2,5–3 км – именно оттуда вирусы начинают свой путь вниз. Согласно полученным данным, этот показатель составляет около 800 млн: столько вирусных частиц ежедневно выпадает на каждый квадратный метр планеты.

Поскольку исследование проводили канадские ученые, они приводят пример применительно к своей стране: каждый день канадцы получают «с неба» по 25 вирусов. При этом ветер лучше переносит именно вирусы, чем бактерии: в частности, высоко в горах Сьерра-Невада – открытом ветреном месте – аппаратура зарегистрировала «дождь», в котором количество вирусов в 440 раз превышало количество бактерий. Однако пугаться этого не следует: не все вирусы являются опасными. Некоторые играют ключевую роль в углеродном цикле океана, а другие помогают организму бороться с вредными бактериями.

Наконец, регулярное «орошение» поверхности Земли различными микроорганизмами дает ей возможность адаптироваться к изменениям среды.

Узнайте, как работают ловцы вирусов.

Таяние льдов освободит тысячи тонн ртути