Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Банкротство турфирм: кто виноват и что делать

Анастасия Баринова
07 августа 2014
/upload/iblock/2a1/2a1b52bcc5bf7423963218cd929ecdcd.jpg
Автор фото: Sudhamshu Hebbar.
/upload/iblock/46b/46ba51d3934acbb4ca642398e9efcf65.jpg
Фото: Great Himalaya Trail.
Время от времени российские туроператоры сталкиваются с невозможностью выполнить свои обязательства перед клиентами и объявляют о банкротстве. Но если раньше это происходило от силы несколько раз в год, то в этом сезоне об уходе с рынка объявили практически одновременно сразу несколько крупнейших и опытных игроков.
Финансовая несостоятельность – нередкое явление в любом бизнесе; туристическая сфера не исключение. Но прежде закрывались в основном мелкие компании, а уход с рынка крупнейших игроков бывал единичным («Капитал Тур» - 2010 год, «Ланта-тур вояж» – 2012 год, «Раена» - 2013 год). Теперь же за три летние недели 2014 года произошло столько же банкротств, сколько за несколько минувших лет. 16 июля о прекращении работы заявила компания «Нева» - один из старейших и наиболее опытных туроператоров России, работавший с 1990 года. 27 июля стало известно о закрытии «Розы ветров Мир» - сравнительно небольшой фирмы, отделившейся от головного офиса в 2010 году. Спустя несколько дней, 2 августа, прекратили свою работу еще два крупных туроператора: «Идеал-тур» и «Лабиринт». 5 августа приостановила свою деятельность «ИнтАэр» - группа компаний, ведущая свою историю с 1990 года. А 6 августа «не стало» небольшой петербургской компании «Нордик Стар». Итого, только за три недели с рынка ушло шесть фирм. Пострадавшими оказались десятки тысяч туристов: как тех, у кого сорвался предстоящий оплаченный отпуск, так и тех, кто в момент банкротства компании оказался на отдыхе с невозможностью заселиться в отель или улететь домой. Такой мощный обвал на туристическом рынке кажется внезапным и привязанным к текущей ситуации, однако это не совсем так. Ситуация развивалась в течение многих лет и привела к закономерному результату. Работа туроператора, ориентированного на массовый рынок, заключается в формировании максимально стандартизированного турпакета, куда входят перелет, гостиница и необходимое обслуживание по «оптимальной» цене. Гарантируя отелю и авиакомпании определенное количество пассажиров на каждом рейсе и заселенных гостей в отеле, туристическая компания получает выгодную линейку цен. А затем ее основной задачей становится продажа обещанного количества турпакетов. По состоянию на август 2014 года в нашей стране этим занималось около 4370 туроператоров, то есть конкуренция, действительно, очень велика. Для того, чтобы привлечь туриста, компаниям приходилось максимально снижать цены. Но в итоге фирмы, у которых «увели клиента», оказывались не в состоянии выполнить договоры с отелями и авиакомпаниями. Как поясняет главный редактор Travel.ru Мария Пузанкова, небольшой неудачный период еще можно пережить, покрывая за счет прибыли от проданных туров те обязательства, которые были взяты ранее. Однако если за кратковременной нестабильной ситуацией наступает затяжной кризис, снежный ком начинает расти, и остановить его бывает практически невозможно. С каждой следующей неделей туров продается все меньше, а количество пустых «мест» и «коек», которые туроператору приходится оплачивать авиакомпаниям и отелям из своего кармана, растет и растет, и в какой-то момент наступает банкротство. А в 2014 году на эти бизнес-процессы наложились особенности текущей ситуации: от ограничения выезда представителям ряда профессий (они зачастую и составляли основной контингент турфирм) – до ослабления рубля и общей политической напряженности в мире. По собственным оценкам закрывшихся туроператоров, падение спроса достигло 30%. Это и стало «последней каплей», погубившей бизнес. 6 августа 2014 года на заседании правительственной комиссии была создана рабочая группа, включающая представителей заинтересованных ведомств, туристической и страховой отраслей. Планируется, что в течение двух недель она подготовит новый законопроект о мерах регулирования рынка туристических услуг. Но на вступление закона в силу уйдет время, а отдых у тысяч граждан России испорчен уже сейчас. Кроме того, подорвано доверие ко всей отрасли в целом – не известно, когда состоится очередное банкротство, и кто окажется следующим. Между тем, даже при растущем в последние годы объеме самостоятельных бронирований, без турфирм во многих случаях не обойтись. Есть люди, которым проще выбрать из числа готовых предложений, нежели тратить время на самостоятельные поиски. Кроме того, напоминает Мария Пузанкова, стандартные туры по массовым направлениям у турфирм получаются действительно значительно дешевле, чем если в аналогичную поездку отправиться самостоятельно. А некоторые виды поездок, например, коллективный или детский туризм, тем более нуждаются в том, чтобы все организовывали профессионалы. Эксперты советуют туристам, которые привыкли поручать организацию своего отдыха туристической компании, относиться к вопросу серьезнее. Стоит отдавать предпочтение, может, пусть и более высоким, но все-таки относительно стандартным ценам на аналогичный турпродукт: гонясь за неестественно низкой ценой, клиенты, во-первых, поощряют демпинг, а во-вторых, ставят под угрозу свои деньги, ведь пирамида может рухнуть в любой момент. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выделило для клиентов внезапно закрывшихся компаний несколько «горячих» телефонных линий; в связи с их загруженностью это число было увеличено. Вся необходимая информация размещена на сайте Ростуризма, а также и на сайте ассоциации «Объединение операторов в сфере выездного туризма "Турпомощь"» - www.tourpom.ru. Кроме того, Ростуризм выпустил специальную памятку. В ней подробно расписывается порядок действий как в случае сорванного предстоящего тура (необходимый пакет документов для получения компенсации и механизмы его подачи), так и в случае, когда турист стал «заложником», уже находясь на отдыхе. В частности, если постояльца выселяют из отеля, и он, не имея возможности повторно оплатить свое проживание, желает вернуться домой – нужно обратиться в «Турпомощь», оформив заявку на экстренную эвакуацию.