Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Белеет парус

Текст: Татьяна Шалыгина фото: Глеб Смирнов
21 сентября 2009
/upload/iblock/77e/77eb4a9df23c023b83f5e0acab9399db.jpg
В национальном парке «Крка» семь каскадных водопадов, у каждого – свое имя.
/upload/iblock/194/19497b4372922eb68ddfbf520a13d894.jpg
Регата проходила в Хорватии, некогда древней Далмации.
NGT записался в участники большой Королевской регаты «Ахмад» и отправился в путешествие на яхте по островам Хорватии.
Было одновременно любопытно и страшновато. Я ехала на Хорватский этап большой Ко­ро­лев­ской регаты, которую традиционно организует весной английская компания Ahmad Tea Ltd. Ме­ро­приятие проходило на Адриатическом море, в Далмации – той ча­с­ти Хорватии, что граничит с Ита­ли­ей и которая, по словам моих знакомых, очень похожа на нее природой, архитектурой и едой. «Вам обязательно понравится! – еще в аэропорту пообещали мне организаторы поездки в ответ на мои опасения по поводу морской болезни. – О качке забудете сразу, это ни с чем не сравнимое ощущение – стоять на палубе под парусами, ловить соленые брызги и встречный ветер!» Я, в общем, не очень и собиралась ловить ветер – меня больше интересовала сама Хорватия, но было любопытно увидеть не просто пляжные места, а что-то другое, то, что все считают дико романтичным приключением, – путешествие на парусной яхте. Что это такое, я не очень представляла.

По реке Крке

До Загреба, столицы Хорватии, мы летели около трех часов, а потом еще часа четыре ехали до Шибеника на автобусе. Попасть в Шибеник можно также из Сплита, второго по величине города Хорватии, куда из России летом летают чартерные рейсы. От Сплита до Шибеника 60 км, а от Загреба – 350. Шибеник – город с тысячелетней историей. И большая ее часть связана с Италией – здесь была римская провинция Далмация, а потом местные земли принадлежали Венецианской республике. Итальянское дыхание ощущается на каждой улочке старого города. Впрочем, погулять по городу много не дали, а быстро распределили по яхтам регаты, на которых предстояло провести целую неделю. Мне досталась, пожалуй, самая большая из имеющихся – Beneteau 57. Яхту комплектовали с любовью – плита, холодильник и кофеварка, опреснитель воды, даже посудомоечная машина, и это если не перечислять приборов, облегчающих жизнь капитану. Похоже, владельцу судна комфорт был явно важнее скорости. Конечно, на лодке простран­ство ограничено, но в остальном современные яхты – это практически хорошего класса отели, вернее апартаменты. Я сразу поняла, что жить будет комфортно. Потом мы познакомились со своими шкиперами, и после короткой лекции по безопасности наш шкипер Здравко вывел яхту в море. Через пролив Золотой Рог мы поднялись вверх по реке Крке и пришвартовались на ночевку в меcтечке под названием Скрадин. Это очень странное ощущение – идти на яхте по узкой реке вместо большого моря.

Оливковые мальчики

Скрадин – милый средневековый город. Река в этом месте широкая, рядом выход в море, большая марина для яхт. Утром в выходной день на улочках в кафе в основном мужчины. Хорватия вообще страна патриархальная, детей любят, но радуются только мальчикам: наследники. Ольга, наш гид, рассказала, что, только когда у них с мужем родился сын (третий по счету ребенок, два предыдущих были девочки), соседки пришли поздравить ее с тем, что она наконец стала матерью. Вторая радость местных жителей – оливковые деревья. Почти поговорка: роди сына, вырасти оливу, по­строй дом. По дороге, в долине реки Крка, мы проезжали мимо таких семейных оливковых рощиц, огороженных друг от друга низкими каменными кладками. Сам национальный парк «Крка» – это семь каскадных водопадов на одноименной реке. У каждого есть имя, везде проложены мостки и дорожки. Заканчивается прогулка около бирюзово-зеленого озера. По словам местных жителей, если в нем искупаться – помолодеешь на несколько лет. Крка, хотя и течет в горах, река широкая, полноводная, – такие обычно текут на равнинах. По горному серпантину мы подъехали к монастырю Святого Михаила, одному из немногих сохранившихся православных монастырей в католической Хорватии. Монастырь стоит высоко над рекой, в уединенном и «светлом» месте. Здание возвели над катакомбами, которые появились здесь еще во времена римской империи. Говорят, что в катакомбах проповедовал сам святой Петр, впрочем, доказать это невозможно. А совсем недавно под землей обнаружили захоронение останков древних христиан и старинные иконы, сильно пострадавшие от воды. Сегодня здесь живут лишь несколько монахов. Впрочем, они не скучают, в XVII веке здесь открыли семинарию, где сейчас 30 учеников. «В последнее время все больше и больше прихожан, – сообщает батюшка, – со всех окрестных районов собираются». Еще некоторое время едем в автобусе вдоль реки, наша следующая цель – Визовец, францисканский монастырь XIV века. Добраться туда можно только на катере – монастырь расположен на острове посреди реки. Собственно, весь остров и есть монастырь плюс хозяйственные постройки. Первые монахи-францисканцы, сбежавшие сюда из Боснии, появились в этих местах еще в XI веке. С XIV века сохранилась часть церкви – это един­ствен­ная территория на острове, куда не пускают посетителей, чтобы не тревожить покой трех монахов и семи послушников, живущих здесь. Кроме них тут проживают: павлин, кролики, курица с цыплятами; посреди клумбы на берегу мы обнаружили утку, сидящую на кладке. В монастыре ощущение, что время замедляется. Никакого желания спешить. Хочется рассмотреть редкие книги в музее, погулять по парку и заглянуть в средневековый колодец. Казалось бы, зачем колодец, когда во­круг река? Но монахам дождевая вода казалась чище, вот они и по­строили посреди монастыря колодец, который собирает дождевую воду с крыши, по римской сис­те­ме желобов. Вернувшись в Скрадин, мы неожиданно попали на городское торжество – ежегодный праздник рыбы, с народными гуляниями, катанием на лошадях, конкурсом на лучшую уху, музыкой и танцами в национальных костюмах.

Остров Зларин

Вскоре мы вышли из Скрадина и, проделав 12 миль по реке и проливу, добрались до стоянки на острове Зларин. Остров достаточно большой, населенный, но город всего один, на северном побережье, где и живет большая часть островитян. Тут есть музей кораллов, рядом такие же кораллы, только попроще, можно купить в магазине. Уже много столетий местные жители промышляют ловлей кораллов и губок. У нас есть некоторое время утром на осмотр городка, и вот наконец первый серьезный выход в море, мы впервые ставим паруса. К счастью, хорват­ский язык очень похож на русский, поэтому с новыми терминами и командами определились быстро: тяни – «потяги», отпускай – «пусти» и т.д. Несмотря на это, в первый раз от нас толку было не очень много – точнее говоря, основную часть работы за нас сделал Здравко, наш шкипер. Но по­сте­пен­но мы освоились, выучили слова, движения, научились более-менее понимать и выполнять команды. И тогда пришло пьянящее ощущение полета, свободного скольжения по волнам в тишине, когда из звуков только легкий шум в парусах, и бесконечного простора Адриатического моря.

Корнаты

Мы направляемся в национальный парк «Корнаты» – природный заповедник, состоящий из 140 островов и скал. На этих землях нельзя ничего строить – заповедная зона, и нельзя продать уже построенное – только если государству. Каждый остров красив по-своему, но людей мало, зато то здесь, то там пасутся овцы, поедая траву, уже просоленную морем. Достойны посещения остров Zut с пляжем Razanj – к нему ведет самый узкий канал в «Корнаты» Provensa Vela – и остров Ravni Zakan с самым лучшим рыбным рестораном в округе. И правда, очень хорош маринованный осьминог под местное белое вино. Бернард Шоу после путешествия по архипелагу сказал: «В по­след­ний день Творения Бог захотел увенчать свою работу и из слез, звезд и дыхания создал Корнаты». Звучит пафосно и банально, но в устах классика все равно красиво. Шкиперы в Хорватии – это отдельная история: молодые, увлеченные морем красавцы, многие – бывшие спортсмены, почти все с высшим образованием или учатся в университетах. Во время гонки именно от мастерства шкипера, его опыта, чувства судна и направления ветра зависит успех. И хотя регата не про­фес­сио­наль­ная и экипажи любительские, все загорелись азартом гонки и переживали, когда нас обходили другие.

Последние дни

Следующие дни мы проводим сначала в Биограде еще одном старинном городе Далмации, известном тем, что когда-то здесь была резиденция хорватских королей. А потом переходим Муртер – небольшой городок на острове, где местные жители выращивают все те же оливы и инжир, а отдыхающие проводят время на пляжах, поедая заботливо выращенные плоды. Водице совсем рядом с Шибеником, и на по­след­ний день у нас остается совсем маленький переход. На первый взгляд Водице тихий городок, но вечером мы понимаем, как ошиблись. Оказывается, прелести ночной жизни в Водице популярны по всей Европе, и засыпать на яхте приходится под музыку. После возвращения в Шибеник ощущение, что в море провели больше месяца, все-таки отдых в отеле и на яхте – совершенно разные вещи. В следующий раз я сильно задумаюсь, выбрать отель на берегу или яхту в море. «Почему же все-таки регата?» – спросила я у Глеба Смирнова, совладельца компании «СДС-Фудс» (эксклюзивного дистрибьютора TM «Ahmad Tea») и организатора гонок. «Так исторически сложилось. Чайные клиперы соревновались, кто быстрее доставит чай из Индии в Англию или Европу. Это была эпоха расцвета парусников. И мы лишь продолжаем эти древние традиции». Путеводитель Хорватия расположена на Балканском полуострове. На ее побережье находится 1185 островов, большинство необитаемы – заселены всего 67. Самые крупные – Крк и Црес. Хороший сувенир из Хорватии – губка, местные жители собирают и сушат их в больших количествах. Или кораллы, но они продаются только в ювелирных магазинах. Среди самых известных местных блюд – пршут (тонко нарезанный сырокопченый окорок) и овечий сыр. Из напитков обязательно попробуйте гемишт (gemist) – 2/3 белого вина, 1/3 воды с газом – отлично освежает в жаркий день, и совсем не тяжелит голову. Государственный язык в стране – хорватский. Правда, в некоторых городах Истрии (полуостров, маленькая часть которого принадлежит Словении) официально признан итальянский. СЕЗОН Зимой в континентальной части – 30 °C, в горах от −5 до 0 °C и от нуля до +5 °C – в прибрежных. Летом наиболее тепло на побережье (от 26 до 30 °C), температура в горах обычно не превышает 15–20 °C, а на континенте 22–26 °C. КАК ДОБРАТЬСЯ Прямым рейсом «Аэрофлота» из Москвы до Загреба (www.aeroflot.ru, от 30 738 руб.). Всего в Хорватии действует пять международных аэропортов. ТРАНСПОРТ Между городами Хорватии, расположенными на побережье Адриатики, курсируют паромы и теплоходы. ГДЕ АРЕНДОВАТЬ ЯХТУ Компания Сlubadriatic (www.clubadriatic.com) предлагает в чартер моторные и парусные лодки. Если у вас есть яхтенные права, тогда можно взять яхту без экипажа. Скажем, парусная Bavaria 49 2003 года обойдется в октябре всего в €1970 в неделю. Компания Yacht Charter Croatia (www.croatiacharter.com) также владеет большим чартерным флотом. Компания NCP (www.charter.ncp.hr) кроме традиционного набора лодок, предлагает в аренду яхты Grand Soleil размером до 56 футов, что встречается не часто. В октябре 56-ти футовая лодка обойдется в 6950 евро в неделю, но действует 20-ти процентная скидка и цена включает в себя услуги наемного шкипера.