Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Большая беда маленькой деревни

Надежда Николенко
01 июля 2016
/upload/iblock/45a/45aaec37f93d6137ad24f9681d1540d9.jpg
Фото: Андриан Колотилин
/upload/iblock/bbf/bbf5a493c882b89a7e00757db8eb7512.jpg
Фото: Андриан Колотилин
/upload/iblock/6a7/6a720af545e1754c8d41dcbf918da385.jpg
Деревня Цевло, Псковская область.
Фото: Андриан Колотилин
Узкоколейная железная дорога, поддерживавшая существование отдаленной деревни в Псковской области может быть разобрана на металлолом.
Деревня Цевло Бежаницкого района Псковской области стоит на самой границе крупнейшей в Европе Полистово-Ловатской системы верховых болот. С миром деревню и две сотни ее жителей соединяет тридцатикилометровая дорога до райцентра Бежаницы. Когда-то приболотные территории были густо населены, здесь насчитывалось несколько десятков деревень и хуторов. Многие из них не смогли восстановиться после Второй Мировой Войны, ряд других были покинуты жителями во второй половине ХХ века. В 70-х годах прошлого столетия была развернута масштабная «стройка века»: на окрестных Полистовских верховых болотах начали возводить предприятие по добыче торфа. За несколько лет в деревне частично осушили болота, появились новые улицы с жилыми, производственными и социальными зданиями, проложена многокилометровая сеть узкоколейных железных дорог, ведущих к местам торфоразработок. Торфодобыча шла быстрыми темпами. Однако в конце 80-х годов близлежащую ГРЭС, для работы которой предполагалось использовать большую часть добытого торфа, перевели на новое топливо – природный газ, и вскоре торфоразработки в Цевло полностью остановились. Население деревни стало стремительно сокращаться. Через 25 лет от огромной инфраструктуры торфопредприятия остались закрытая школа, руины столовой, несколько многоэтажных жилых домов, в которых необитаемые квартиры можно определить по заложенным кирпичом окнам и 16 километров узкоколейки.
Сейчас в Цевле постоянно проживает около 250 человек. Работы в деревне почти нет, основная часть ее жителей – пенсионеры, основные источники дохода – огород, пенсия и клюква, собранная на болотах, единственным способом добраться до которых являются те самые 16 километров узкоколейки. Именно из-за высокой значимости этой дороги цевельчане сами, на протяжении 20 лет, содержали, чинили и латали железнодорожное полотно, меняли подгнившие шпалы, укрепляли мосты через ручьи. Сезон сбора клюквы короткий, месяц – два осенью, еще меньше весной. За это время треть трудоспособного населения деревни каждый день на самодельных дрезинах отправляется за ягодами на болота. За все время заработок составляет около 50-60 тысяч рублей, деньги, на которые семья живет до следующего сезона. Железная дорога – это возможность быстро добраться до отдаленных болот в случае лесного или торфяного пожара, в том числе благодаря узкоколейке в прошлом удавалось тушить и сдерживать сильный торфяной пожар на болотах, когда в деревне было нечем дышать от дыма. Местные зовут укоколейку «дорогой жизни» и для них это не красивые слова, а жизненная правда. Железнодорожное полотно было выкуплено частным лицом у предыдущего владельца в мае этого года. Покупатели готовы ее разбирать и куда-то везти (на другой объект или металлолом, неизвестно). Цевельчане писали коллективное письма губернатору, депутатам, в прокурату, было собрано около 150 подписей. Недавно в деревню приезжал вице-губернатор Псковской области Александр Кузнецов. Там он встретился с главами районной и волостной администраций, собственником УЖД и местными жителями. Сейчас, по итогам встречи рассматривается вариант выкупа УЖД областной администрацией или замена ее на дорогу для автомобилей.
/upload/iblock/1ad/1ad20f783eb6d460db59f1db9e0e9fe8.jpg
Фото: Надежда Николенко
/upload/iblock/303/303805f7765532dc50a222e20a9f9a2f.jpg
Фото: Полистовский заповедник
/upload/iblock/6d1/6d11176d1665f6dabf5dac7c4e7e7814.jpg
Фото: Ольга Кудрина
/upload/iblock/3a5/3a5cde67fd80ad79506ed83b17bf72ca.jpg
Фото: Ольга Кудрина
Местные жители четко высказались о том, что узкоколейку ничем заменить нельзя, дорог нет, до ягод или источников пожара иначе не добраться, а подсыпанную железнодорожную насыпь размоет в первый же клюквенный сезон. Вопрос о цевельской узкоколейке должен решиться на этой неделе. Это также вопрос о благополучии двух сотен жителей этой отдаленной деревни, значительная часть жизни которых традиционно связана с окрестными болотами.