Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Борьба людей с крысами превратила грызунов в мутантов

08 ноября 2013
/upload/iblock/5bd/5bdce85971e7b0dcc2dab75428a2271c.jpg
Автор фото: GothicBloodFreak.
Не менее 70% от 10-миллионной популяции крыс в Великобритании устойчиво ко всем ядам. Ученые бьют тревогу: способов борьбы с этими вредителями в настоящее время нет.
Естественными врагами крыс являются кошки, собаки, птицы и другие хищники. Однако заметного результата это не даёт: пока хищники ведут счёт на единицы жертв, крысы приносят рекордно многочисленное потомство. Так, период беременности у крыс составляет 21 день. В одном помете, в среднем, бывает до 14 крысят, а некоторые особи способны принести до 400 детенышей за год. Использование же ядов, когда-то бывшее эффективным в массовых масштабах, теперь не только не сокращает поголовье грызунов, но, напротив, идёт ему на пользу. Сейчас на территории Великобритании обитает не менее 10,5 миллиона крыс, и около 70% из них устойчиво ко всем ядам. Это стало возможным вследствие мутации генов, которая происходила в течение всех десятилетий борьбы человека с крысами. И теперь ген, отвечающий за невосприимчивость к ядам, передается крысами по наследству. Учёные давно констатировали этот факт, одновременно пытаясь найти новые способы борьбы с крысами-мутантами. Но это оказывается крайне сложным: использование более токсичных препаратов может стать причиной гибели других животных и птиц. Кроме того, любой контакт съевшей такую приманку крысы с пищевыми продуктами может нанести серьёзный вред здоровью людей. Впрочем, люди уже страдают от засилья грызунов. Согласно данным учёных, «мутанты» всё активнее распространяются по территории Великобритании. В этом году их впервые обнаружили в графствах Кент и Суссекс. Эксперты предупреждают, что ситуация близка к критической. Если в обозримом будущем не будет изобретено средство для массового уничтожения крыс, то все 100% их популяции станут невосприимчивыми к ядам. Это приведет к рекордному увеличению живущих на острове грызунов, и, соответственно, росту инфекций, которые они переносят.