National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Жизнь планеты

Британские ученые нашли ответственных за лжесенсанции

Евгения Береснева
23 декабря 2014
/upload/iblock/b77/b7733e54bd5fae233dbdd609b04a9f33.jpg
Автор иллюстрации: James Vaughan.
Согласно исследованию ученых из Университета Кардиффа в Великобритании, 58% публикаций в СМИ о научных исследованиях содержат ложные советы, которых не давали ученые, в 81% публикаций преувеличиваются сделанные выводы, а в 86% случаев данные из экспериментов с животными переносятся на человека. Результаты этого исследования опубликованы в журнале BMJ.
Британские исследователи решили разобраться с вопросом, который не дает покоя и многим простым читателям научных новостей. Мы почти каждый день узнаем из заголовков о нескольких новых сенсационных открытиях, но лишь единицы из них входят в нашу жизнь. Ученые решили выяснить, как часто в текстах научных новостей СМИ встречается искажение фактов или преувеличение, и на каком этапе от получения результатов исследования до публикации в СМИ это происходит. Для этого ученые изучили 462 пресс-релиза, выпущенных 20 ведущими университетами Великобритании в 2011 году, непосредственно научные статьи, на основании которых были написаны эти пресс-релизы, а также новостные публикации в СМИ, последовавшие за публикацией пресс-релизов. Ученые обращали внимание на три типа искажения информации. Во-первых, на наличие в пресс-релизе или новости советов, которых не давали авторы научной статьи. Например, утверждения типа «Ежедневно пробегайте не менее километра, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему». Во-вторых, на неверные выводы о причинно-следственных связях на основании выявленной корреляции. Например, в статье говорится о взаимосвязи между стажем курения и уровнем гормона стресса, а в пресс-релизе сделан вывод о влиянии курения на стресс. И, наконец, на перенос выводов, сделанных в экспериментах с животными, на человеческое поведение. Оказалось, что подобное искажение информации происходит в большинстве случаев на уровне написания пресс-релизов, выпускаемых университетами. В 40% из них содержатся некорректные советы, около трети включают в себя неоправданные выводы о влиянии одного фактора на другой и 36% пресс-релизов экстраполируют на человека выводы, сделанные в исследованиях с животными. Новостные же заметки на основе этих пресс-релизов содержат те же ошибки, но уже в преувеличенном виде. Иногда новость пишется на основе корректного пресс-релиза и искажает информацию уже журналист, но так происходит только в 10-18% случаев, по данным ученых. Таким образом, согласно выводам ученых, в появлении научных лжесенсанций виноваты, в первую очередь, авторы пресс-релизов. Они пытаются сделать свои статьи более привлекательными для журналистов, а те, в свою очередь, еще более искажают суть исходного научного исследования ради повышения интереса к их новостям у читательской аудитории.