Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Чем питались древние охотники в Арктике

14 декабря 2015
/upload/iblock/28f/28f0f5fbdcc23f37ce4ee611d0d3279a.jpg
Фото: ИИМК РАН
/upload/iblock/1d9/1d94b38669df82d01ce42b2efd454785.jpg
Фото: ИИМК РАН
/upload/iblock/98e/98e31e01a1687abe4ab960586b111cc2.jpg
Фото: Christopher Michel/Flickr.com
/upload/iblock/7c6/7c6937d1b24edc2cc320940692abccff.jpg
Новосибирские острова
Фото: NASA
Российские ученые в Арктике обнаружили следы древних людей, питавшихся белыми медведями. Ранее не было известно, входило ли это животное в сферу интересов первобытных охотников.
Открытие совершили специалисты Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН по результатам работы археологической экспедиции на острове Жохова из группы Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане. Жоховская стоянка - один из самых северных археологических памятников мира. Ученые считают ее древнейшим следом пребывания человека в высоких широтах, свидетельствующим об освоении этих территорий около 8 тысяч лет назад. Найденные здесь антропологические останки - древнейшие в высоких широтах Арктики. В этот период современные Новосибирские острова были частью суши. На морском побережье располагался постоянный лагерь, где жили от 25 до 50 человек. Примерно треть из них были активными охотниками, покидавшими лагерь для промысла северного оленя. По останкам животных на этом месте ученые смогли восстановить годовой цикл обитателей стоянки.
Питание белым медведем является уникальной особенностью древних обитателей острова Жохова: в других местах следов поедания этого животного пока не было обнаружено. Промысел медведя осуществлялся в основном в зимнее время, преимущественно в берлогах, где охотники добывали залегших в спячку самок. Тактика их охоты была доведена до совершенства, речи о потерях среди охотников не шло. По мнению ученых, свои навыки древние охотники «отточили» на буром медведе. В ходе раскопок археологи также идентифицировали останки четверых мужчин и женщины, рассказал ТАСС руководитель Яно-Индигирской экспедиции ИИМК РАН Владимир Питулько. Генетическое исследование показало, что они принадлежат к группе, имевшей западно-евразийское происхождение. Эти люди пришли сюда с территории, лежащей западнее: возможно, с севера Западной Сибири или с Урала. Предположительно, жившие здесь люди являются предками всех современных этносов данной территории: якутов, русских, народов тунгусо-манчжурской группы и юкагиров.