Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Численность панд может сократиться в два раза

13 января 2015
/upload/iblock/399/3999b5c2b2b9870a22cd28cd0a48d0e1.jpg
Автор фото: Nathan Rupert.
Большие панды (бамбуковые медведи) относятся к числу наиболее редких и исчезающих видов. Ученые предупреждают: популяция панд так и будет сокращаться, если незамедлительно не предпринять мер по их защите.
Для этого вида животных характерен крайне низкий уровень рождаемости; в сочетании с браконьерством и изменением климата это уменьшает и без того небольшую популяцию панд. Особенно активно их численность стала сокращаться к концу XX века. Ситуацию удалось стабилизировать благодаря созданию в Китае заповедника, а также более активной борьбе с браконьерами. В настоящее время в дикой природе обитает в общей сложности около 1600 бамбуковых медведей. Еще около 300 особей живут в различных зоопарках мира. Но сейчас пора предпринимать новые меры по защите этого редкого вида. Согласно подсчетам группы ученых из Ратгерского университета Нью-Джерси (США), в дальнейшем количество бамбуковых медведей продолжит сокращаться. К 2070 году на планете, предположительно, будет жить в два раза меньше панд. Основной причиной этого являются необратимые климатические изменения. Основной пищей панд является бамбук, но это растение размножается очень медленно: цветы и плоды появляются на побегах лишь раз в три десятка лет. Это сильно ограничивает его способности по адаптации к новым климатическим условиям. Разработав специальную модель, ученые просчитали, что даже при самом консервативном сценарии (увеличение к 2100 году средней температуры на 1°C), уже через полвека на большинстве привычных для панд территорий бамбук расти не сможет. Таким образом, от 53% до 71% площадей, где сейчас обитают панды, окажутся для них непригодными. Оставшиеся же участки будут находиться на удалении друг от друга. В результате у немногочисленных панд выбор для воспроизведения своего вида окажется совсем невелик, что приведет к заметному сокращению их численности. Ученые, одновременно, отмечают, что многие горные территории Китая вполне подходят для выживания панд. Для этого даже не требуется создавать специальных заповедников: достаточно исключить эти области из сельскохозяйственных и дорожных задач, а также начать там посадку бамбука уже сейчас. Таким образом, покидая в будущем свои привычные территории, панды смогут поселиться в новых и удаленных от человека местах.