Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

«Дарую земли, над которыми вы пролетели». Как проходил фестиваль воздушных шаров в Переславле-Залесском

Текст: Дарья Желнина Фото: Валерий Мороз
22 июля 2016
/upload/iblock/754/754168fade8f7916ec3e9f4067686e23.jpg
Фото: Валерий Мороз
/upload/iblock/fc6/fc6dd92f4ca2fe8d0a60ec9269b43d5a.jpg
Фото: Валерий Мороз
/upload/iblock/604/6043c0dad115acddb26d7fdf85201a5d.jpg
Фото: Валерий Мороз
/upload/iblock/4b7/4b7928b6c03154ad744dcee0e4c77c5c.jpg
Фото: Валерий Мороз
/upload/iblock/a79/a79ec894953dc2172c443c24d7e433b2.jpg
Фото: Валерий Мороз
/upload/iblock/6e3/6e36625e6d1ceaca4ac6824338c77fee.jpg
Фото: Валерий Мороз
/upload/iblock/f33/f33e52441a620446bb478fa8b818dd11.jpg
Фото: Валерий Мороз
/upload/iblock/07c/07c81126e48b6c4eaa93ad873f6d6098.jpg
Фото: Валерий Мороз
/upload/iblock/8ea/8ea4c8ba0441613da8a4dc9dc3b2ed79.jpg
Фото: Валерий Мороз
Корреспондент Nat-geo.ru съездила на фестиваль воздушных шаров, где узнала, как спят верблюды и почему воздухоплаватели - последние дворяне нашего времени.
На часах было 5:11. Я проспала! Воздушный шар – не аэростат, ради полета на котором все приехали в Переславль-Залесский, а один из тех, что дарят детям на день рождения, – уже был пущен в воздух. Забавно, что судьбу гигантского воздушного шара определяет маленький. Его запускают в небо, и именно он помогает определить скорость ветра и его направление. Запуск был назначен на пять утра. Я бежала по полю, продираясь сквозь высокую траву и толстые стебли борщевика к месту брифинга у парковки парка «Веслево». Десятилетняя верблюдица Фуросия мирно спала на земле, прижав ноги к животу и груди. На заметку: верблюды могут спать на спине несмотря на горбы. Спящая Фрося – так ее прозвали дети – напомнила мне мою собаку. Когда я пробегала мимо, она проснулась, подняла свою плюшевую шею и посмотрела на меня. Спи, красивая, спи. Накануне вечером, когда из-за порывов ветра до 15 метров в секунду полет был отменен, верблюдица оказалась одним из главных развлечений. Дети кормили ее травой, а парочки, приехавшие на фестиваль воздушных шаров ради романтического уикенда, делали на ее фоне селфи. - Только потрогай ее шею. Она такая мягкая, как ковер.
/upload/iblock/ca1/ca12bde817ccc530365bd604ac3020f2.jpg
Валерий Мороз
Рядом с тем местом, где паслась Фрося, каждое утро и каждый вечер проходил предполетный брифинг. Это обязательное мероприятие, на котором проводят перекличку пилотов, запускают в воздух шарик и принимают решение о времени и месте старта. Я все-таки успела запрыгнуть в серый уазик, чтобы поехать на другую сторону Плещеева озера к Синему камню (ритуальному объекту времен языческой Руси), откуда 16 воздушных шаров должны были подняться в небо.

Гильза на удачу

«Я вообще-то не собирался становиться летчиком, - рассказывает Игорь Ходырев из Белгорода. - Просто так получилось». Пять лет назад он впервые полетел на аэростате в качестве груза. Для равновесия корзины не хватало третьего человека, и Игорь вызвался добровольцем. С первого полета его так захватило, что он еще несколько раз поработал грузом, а уже через два месяца пошел учиться на пилота.
/upload/iblock/4c0/4c0bbeef94c76d4c7bbabd56c1ec9307.jpg
Фото: Валерий Мороз
/upload/iblock/76a/76a5eec6fad66f3cd463b2989e25968b.jpg
Фото: Валерий Мороз
/upload/iblock/93b/93b4896295fc4a3e47f5c9ee24f0eddc.jpg
Фото: Валерий Мороз
- Во время моего первого самостоятельного полета на том самом месте, откуда я стартовал, нашли гильзу от патрона. Когда я приземлился, мне ее отдали и сказали: «Держи, будет твоим талисманом». Я забрал, на колечко надел и пристегнул к молнии на сумке со всеми приборами. Не знаю, насколько она мне помогает или приносит удачу, но на всякий случай я ее не снимаю, - рассказывает Игорь. Он летает на флагмане белгородской федерации воздухоплавателей ¬– аэростате высотой в шестиэтажный дом. Вне полетов Игорь работает водителем и занимается реставрацией старой мебели. - Это тоже хобби. Не такое интересное, наверное, но мне нравится. На своем воздушном шаре Игорь Ходырев максимально поднимался на высоту 5500 метров: «Это наш местный региональный рекорд парашютного прыжка из корзины аэростата». На первый взгляд кажется, что самое сложное в управлении аэростатом – раздуть огромный купол. Например, купол воздушного шара Игоря в объеме достигает 3700 кубических метров.
/upload/iblock/2a8/2a804e8cd5b980d320cce28e85a29d11.jpg
Валерий Мороз
На самом деле тяжелее всего – посадка. И главная трудность в том, что пилот никогда не знает заранее, где приземлится. Если ветра нет, тогда можно сесть аккуратно, «как в лифте». Но иногда порыв ветра у самой земли может начать уносить аэростат. Тогда пилоту приходится срывать клапан вверху купола, чтобы вышел воздух. Из-за этого корзина может лечь набок и скользить так по земле. Если пассажиры держатся крепко, из корзины не выпадут.
/upload/iblock/d62/d62fb482b9f369b30c95f4c0d0c7c5ec.jpg
Валерий Мороз
- Им, конечно, бывает страшно, но мне однажды 60-летняя бабушка сказала, что, не случись такой посадки, она бы считала, что полет не состоялся. Игорь убежден: во время полета человек боится только первые 10-15 минут. - Потом уже начинает ходить по корзине и говорить мне, чтобы я подвинулся, потому что фотографировать мешаю. А женщины начинают себя вести, как дома на кухне. Да я и не против. Главное, чтобы удовольствие от полета получали. А то бывает, покатаются, а потом выходят, как из троллейбуса. Это огорчает.

Два графа и одна графиня

В шестом часу утра на поляне у Синего камня стоил гул. Пилоты раздувают оболочки воздушных шаров с помощью вентиляторов и газовых горелок. Некоторые пассажиры в шутку спрашивают, можно ли прикурить от пламени горелки. Уставшие от одних и тех же вопросов пилоты с улыбкой отвечают: «А вы попробуйте». Но потом тут же объясняют, почему не стоит этого делать.
/upload/iblock/b8c/b8c639d8d956a23ecb023094ca9b728b.jpg
Валерий Мороз
- Когда во время полета дул ветер, я боялась, что он поднимет вверх мои волосы и они загорятся. Поэтому я все время в капюшоне была, - рассказывает Виолетта. – Можно сказать, что я свой день рождения отметила в полете. Он вчера был.
/upload/iblock/ec1/ec1069973ac49474c85e6f272591f3df.jpg
Валерий Мороз
- Это было кайфово, - вместе с Виолеттой и ее мужем Володей в воздушном шаре летел Эрнандо Пиньерос, консул посольства Колумбии в Москве. В молодости он прыгал с парашютом и летал на дельтаплане, но потом набрал лишний вес: «Еще два года назад я весил 130 кг. Представляете? Сегодня я снова поднялся в небо». В России Эрнандо живет уже давно. В 1979 году он приехал в Москву в качестве иностранного корреспондента, да так и остался. – Меня сначала, конечно же, хотели посадить в шар с команданте (Че Геварой), но я сказал им: «Не надо». После полета всех пассажиров посвящают в воздухоплаватели. Эта традиция появилась еще в XVIII веке, когда братья Монгольфье впервые поднялись в небо над Парижем на тепловом аэростате. Они были простолюдинами, но после полета король Людовик XVI присвоил им графские титулы. - Что и мы сегодня делаем. Присваиваем вам графские титулы по названию того места, где вы приземлились. Так что вы теперь будете граф Загорский, графиня Загорская и граф Загорский, - рассказывает пилот, присваивая новые титулы Виолетте, Володе и Эрнандо Пиньеросу. Когда король сделал братьев Монгольфье дворянами, он сгоряча даровал им все те земли, над которыми они пролетели. Прошло два дня, и Людовик XVI осознал, что из-за такого указа он может остаться ни с чем. Тогда и появилось уточнение, что владеть землями братья могут только тогда, когда находятся в воздухе. Поэтому и сегодня всем, кто летал на тепловом аэростате, с такой легкостью даруют земли. Жаль лишь, что в конце концов всем приходится спускаться.
/upload/iblock/2e6/2e6adf8d28dea3095fbbe6f566d727bb.jpg
Валерий Мороз