Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Дельфин с отрубленным хвостом: чем опасны катера

Николай Кулапов
17 июня 2019
SEI_73832607.jpg
Вылечить такую травму невозможно. Молодую самку дельфина пришлось усыпить.

На фото – особь короткоплавниковой гринды, которая лишилась хвоста после столкновения с судном. Её сфотографировали 27 марта у юго-западного берега Тенерифе – в природной зоне, которая находится под охраной Евросоюза. Эти воды изобилуют китами – и катерами туристов, желающих на них посмотреть. В конце марта компания White Tenerife, которая организует туры для вейл-вотчеров, связалась с местным морским биологом Хакобо Пересом и сообщила о странном ките, который «как будто плакал».

Учёный прибыл к зверю в компании Франциса Переса – одного из фотографов Тенерифе, у которого есть лицензия на дайвинг с китами. Решение нырнуть и сфотографировать гринду под водой оказалось правильным: с поверхности было сложнее оценить состояние зверя.

До зоозащитников доносились тревожные вокализации, которые издавал раненый дельфин. «Мы страдали от каждого звука. Никогда не слышал их так близко!» – вспоминал фотограф.

56544815_391089408401960_3940565949494380889_n.jpg
Francis Perez

Чуть позже на место прибыл ветеринар; убедившись, что позвоночник гринды перерублен, он принял самое гуманное решение – усыпить китообразное.

У всех троих не было «ни опыта, ни средств для такого», как потом сказал Хакобо. Загнать дельфина в сеть было очень сложно – двухметровая самка (которую назвали Хоуп – надежда) весила 102 килограмма, а рядом с ней держались её сородичи. Когда гринду удалось поймать и подтянуть к поверхности, ей вкололи мышечный релаксант, а потом сделали пять 25-миллилитровых инъекций снотворного. Провести такую операцию со взрослой особью было бы невозможно: самки вырастают до 3,5 метров и набирают до 2 тонн веса, а взрослые самцы ещё крупнее.

SEI_73832393.jpg
Francis Perez Ветеринар делает инъекцию гринде.

После эвтаназии труп доставили на сушу и осмотрели: учёные убедились, что хвостовой стебель был рассечён острым и плоским предметом – очевидно, лопастью винта.

«Был ли это корабль, паром или прогулочный катер? Мы никогда не узнаем. Но я сама видела, как лодки на огромных скоростях пересекают «коридоры», предназначенные для морской фауны», – откликнулась на фото Кристина Миттермайер, фотограф и со-основательница природозащитного SeaLegacy.

Шансов выжить у изувеченной гринды не было. Известны случаи, когда киты-горбачи могли плавать без хвостовых плавников – но мелкие и быстрые гринды куда уязвимее перед хищниками. На теле Хоуп, например, учёные заметили следы акульих укусов. Похожа, что стая отогнала хищников от раненой соплеменницы – но та всё равно была обречёна. После некропсии её останки похоронили на юге Тенерифе.

Биологи направили в местное Министерство экологии просьбу сократить количество лицензий на вейл-вотчинг, пока ученые не определят, сколько судов могут одновременно находится в этих водах без вреда для фауны.