Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

День солнца: фотогалерея

Текст и фото: Дмитрий Ермаков
08 июля 2016
/upload/iblock/095/095cb17f56f84c4dd291c20d286e3984.jpg
Славянские родноверы понимают, что их культура на Руси прерывалась, а источники, ее описывающие, почти утрачены. «Но главное – чувствовать дух», – считает один из руководителей общины.
Фото: Дмитрий Ермаков
Как отмечают солнцеворот в Удмуртии, Чувашии, вепсских деревнях и на Вуоксе – в фотографиях Дмитрия Ермакова.
В июне в селах всей России проходят традиционные дни окончания посевных. Во второй половине месяца и вплоть до июля в разных частях страны люди чествуют самое долгое в году солнце. Большинство июньских праздников естественным образом привязаны к солнцевороту и корнями уходят в язычество. Отголоски древних дохристианских культур по-прежнему живы в деревнях, что можно увидеть, отъехав лишь километров на 800 от Москвы. Впрочем, где-то языческие обряды смешались с христианскими, ведь приблизительно на эти дни ежегодно выпадает и православная Троица.
/upload/iblock/306/306abc11b274c05c155e804b9af69c84.jpg
Место проведения этой Купалы на Вуоксе засекречено: туда можно добраться только по воде, и в череде островов не каждый может найти дорогу. Ее знают только местные лодочники.
Фото: Дмитрий Ермаков
/upload/iblock/ac3/ac3939ef60069e4eeb3cf8557ad795f7.jpg
В отличие от чувашских и финно-угорских, славянские праздники исходят скорее от новоиспеченных родноверов, нежели от деревенских старожилов. Тем не менее, русская Купала ежегодно празднуется по всей стране. Например, как под Приозерском в Ленинградской области.
Фото: Дмитрий Ермаков
/upload/iblock/9bf/9bfb20092a9090d59b74b92a2e60bfcf.jpg
Вепсский национальный праздник Энарнемаа, село Тервеничи.
Фото: Дмитрий Ермаков
/upload/iblock/07e/07e8253dd37243ee31055c3ad6e960f9.jpg
Типичный праздник в ДК деревни Вонозеро Ленинградской области, где живут вепсы. У многих коренных народов России, прежде всего финно-угорских, национальные праздники выпадают на солнцестояние.
Фото: Дмитрий Ермаков
/upload/iblock/bcf/bcf617737d50069efb5e23f5c30de7db.jpg
Чувашский вариант Троицы называется Симек. Около трети деревенских жителей здесь – некрещеные. Когда-то у них были языческие верования, от которых сейчас мало что осталось, однако традиция «не креститься, потому что так не делали отцы и деды» еще сильна в глубинке Чувашии. Как и обычай хранить бабушкины платья, ведь в них живет особая сила, и надевать их можно лишь по особому случаю.
Фото: Дмитрий Ермаков
/upload/iblock/595/595aee08969ddf8e34fc805111bd7df2.jpg
Бабушка Нукапай в старой куале (семейном молельном доме). Раньше такие куалы были в каждом дворе села. Теперь большинство из них либо снесены, либо переделаны под летнюю подсобку. Впрочем, во многих домах построены новые куалы.
Фото: Дмитрий Ермаков
/upload/iblock/cf0/cf0f9b02ad5345281ef39c32efedae81.jpg
Бесермяне – малый народ, живущий на севере Удмуртии и в Кировской области. Раньше все женщины-бесермянки традиционно плясали по праздникам кадриль. Сейчас нехитрые движения этого танца помнят только бабушки, которые поголовно работают в ансамблях народной песни и пляски – единственный способ сохранить свою культуру и заработать хотя бы немного денег. Учитывая бедность местного населения, последнее немаловажно.
Фото: Дмитрий Ермаков
/upload/iblock/70a/70a0b6dc564146eec50c57c465a84e64.jpg
Черепа животных – это жертвы умершим. Мужчине приносят быка, женщине – корову. Некоторые районы Удмуртии остаются языческими, несмотря на тысячелетнее православие на Руси и советскую власть, которая боролась с «мракобесием» самыми жесткими методами.
Фото: Дмитрий Ермаков
/upload/iblock/5c6/5c6babfcc3e4f0c647e779c64d811fca.jpg
Летний праздник Гербер в Удмуртии отмечается с 1992 года. Удмурты встречают солнцеворот в кругу семьи или же небольшими компаниями. Здесь принято поклоняться деревьям, и почти у каждой семьи в лесу есть своя «мудор кыз» – «мама-елка».
Фото: Дмитрий Ермаков
/upload/iblock/400/4000b24baad07d9dffdfab22d03319b0.jpg
Удмуртию часто называют землей таинственной и даже колдовской. И слова о колдунах смысла не лишены. Даже на официальные праздники, такие как окончание посевной, порой приезжают жрецы из деревень.
Фото: Дмитрий Ермаков