Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Дети Данте

Текст и фото: Екатерина Семина
11 января 2012
/upload/iblock/8c4/8c4b9e941a4ec22a67aca9f34face9dc.jpg
Сад Bardini в районе Ольтрарно
/upload/iblock/9d4/9d4cf34e3e0682dead140af7d9e4f587.jpg
В этом году туристов меньше, чем обычно. У лошадей – простой
/upload/iblock/666/66646e33daef1a37ba2e9f0ee017eaf6.jpg
В магазине Bartolini – мастер-классы по изготовлению домашней пасты
/upload/iblock/267/267f15dc8ee8da8de3b82d1c67f08fca.jpg
Mercato Centrale – Центральный рынок
/upload/iblock/cc0/cc0501a09e86789bb8f2662ee4a0eef1.jpg
Во Флоренции почти все улицы ведут к собору Дуомо
Сегодняшние жители итальянской Флоренции – почти сплошь потомки если не Микеланджело или Савонаролы, то уж точно Данте или Макиавелли.
Ванесса, миниатюрная блондинка с роскошной копной волос, работает гидом: водит по Флоренции туристов из России и Франции. «Если где-то за границей нас спрашивают – откуда вы? – мы ни за что не ответим – из Италии. Мы скажем – из Флоренции. – И продолжает с улыбкой: – Получается, что я – Fiorentina, то есть флорентийка. Этим словом называется и местный футбольный клуб, и наше любимое блюдо – огромный кусок говядины. Мой муж говорит, что для него эти три понятия – самые дорогие вещи на свете». Во Флоренции всего 360 тысяч жи­те­лей, а туристов – миллионы. Но, как ни странно, флорентийцы не растворяются в этой многоязычной толпе. Они живут своей жизнью, не заискивая перед чужеземцами, хотя именно туризм и сопутствующие ему отрасли являются основными для экономики города. «Во многих магазинах и ресторанах я замечаю: продавцы даже не удосуживаются улыба­ться или говорить «здрасьте» – к ним и так валом валят покупатели, – говорит француз-сомелье одного из ресторанов. – Видимо, флорентийцам до смерти надоели туристы. И они за это мстят».

Сукно и гении

Чем занимались флорентийцы, пока не было туризма? В Средние века Флоренция была одним из самых важных городов Европы – наряду с Парижем и Венецией, здесь производили сукно и шелковые ткани. В 1348 году грянула первая эпидемия чумы, город оказался в изоляции и по­сте­пен­но потерял свое могущество. Новый расцвет ждал город с приходом семейства Медичи. Начинали они как торговцы, обогатились, стали крупными банкирами, открыли банки по всей Европе. Финансировали, например, французского короля Людовика XI, который в знак благодарности разрешил разместить на гербе Медичи символ фран­цуз­ской короны – синюю лилию (лилия также является символом города Флоренции). Медичи были не только олигархами и духовными лидерами (среди них было несколько понтификов), но и покровителями искусств. Практически все шедевры эпохи Возрождения были заказаны и профинансированы семьей Медичи. По словам Ванессы, флорентийцы любили эту семью: «Эти олигархи были очень мудрыми правителями: конечно, они все решали сами, но при этом у народа складывалось впечатление, что у них настоящая республика, демократия, что к их нуждам прислушиваются». По­это­му, когда в 1478 году семья Пацци со товарищи решила свергнуть Лоренцо Великолепного, заговор провалился: «По-итальянски Пацци означает «безумный», – рассказывает Ванесса. – Они, видимо, дей­стви­тель­но были немного не в себе, если решили совершить нападение на любимых правителей прямо в церкви, во время многолюдного богослужения. Заговорщики набросились с кинжалами на братьев Медичи, успели даже насмерть заколоть Джулиано, но до Лоренцо добраться не успели – люди, присутствующие на мессе, в гневе разорвали заговорщиков на куски».

Давид и Геракл

Однако даже любимые правители надоедают, и однажды город избавился от Медичи. В честь этого события Микеланджело (в прош­лом большой друг олигархов, но в момент помутнения рассудка перешедший на сторону республиканцев) изваял «Давида» – этот красавец должен был символизировать победу молодого города над финансовым гигантом (семьей Медичи). Когда Медичи вернулись, они не стали убирать «Давида» (пусть уж стоит, шедевр гения как-никак), но в отместку заказали скульптору Баччо Бандинелли «Геракла и Какуса» (герой всех времен и народов побеждает страшное чудовище). Кстати, на площади Синьории, где стоят обе скульптуры, все статуи – подлинные, кроме «Давида», который, как известно, был отправлен в Академию. Копии великих шедевров делают (без участия компьютера!) неподалеку от Дуомо, в мастерской на улице via dello Studio (здесь когда-то располагался университет). В двух шагах отсюда, на via Santa Margherita, находится одноименная церковь XI века. В ней похоронена жена Данте: сам великий поэт был изгнан из города своими бывшими политическими союзниками, а супруга и дети получили разрешение остаться во Флоренции до конца жизни (по тогдашней традиции, дом изгнанника был разрушен до основания. Здание, которое сейчас с упоением фотографируют туристы из Китая, – это всего лишь точная копия, возведенная на том же месте в XX веке). В этой же церкви по довольно странному стечению обстоятельств похоронена и Беатриче Портинари, муза Данте. У ее могилы – две огромные корзины с записочками: на всех языках мира там просят о любви и семейном счастье. «Это совсем новая традиция, – объясняет Ванесса, – ей еще и пары лет нет». В церкви, на высоте больше двух метров от пола, – особая отметка (такие можно встретить по всему городу, от набережной Арно до палаццо XV века della Gherardesca, на довольно большом удалении от реки). Все эти отметки – напоминание о наводнении 4 ноября 1966 года. История Флоренции помнит о 44 наводнениях, но это было одним из самых страшных.

Пуччи и Гуччи

«Очень многие семьи живут во Флоренции на протяжении веков, – продолжает Ванесса. – Например, семья дизайнера Пуччи – их фамильный герб можно увидеть на пороге церкви Сантиссима-Аннунциата, – они были одними из первых, кто во Флоренции стал заниматься работорговлей, и их знак – черная голова. Гуччи, Кавалли – тоже флорентийцы на протяжении многих поколений. Или, например, семья Гонди – им принадлежит палаццо напротив Дворца Правосудия. Еще в XV веке в этом палаццо располагались мастерские великих гениев Возрождения (сейчас там лавки и магазины). Леонардо да Винчи начал писать здесь Джоконду – флорентийцы считают, что это был портрет жены господина Гонди. Но когда картина была почти готова, Гонди предложил за нее цену, которая не устро­и­ла да Винчи. Гений обиделся и уехал во Францию, забрав портрет с собой». Леонардо – не единственный гений, кого флорентийцы обижали при жизни. Россини и Микеланджело, например, тоже умерли вдали от города, где жили долгие годы. Однако со временем их прах вернулся во Флоренцию и с королевскими почестями был погребен в соборе Санта-Кроче. Директор одного из самых роскошных магазинов Флоренции, 32-летний француз, искренне удивляется – он здесь уже полгода, но завел себе пока единственного друга (и тот японец). «Флорентийцы – они такие: многие обещают пригласить вас в гости, но дальше обещания дело что-то никак не идет». В Москве молодой и симпатичный директор, наверное, уже стал бы одним из самых главных персонажей светской хроники. Но флорентийцы – люди очень гордые, ведь в их жилах течет кровь всех главных гениев нашей цивилизации. Но зато уж если кого полюбят – то точно на века. Путеводитель: Флоренция КАК ДОБРАТЬСЯ Прямых рейсов до Флоренции нет. Либо до Рима (к примеру, Malev, www.malev.com, от 16 308 руб.), а там на самолете или на поезде, либо до Милана (KLM, www.klm.com, 14 594 руб.). ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ Four Seasons Hotel Firenze (Borgo Pinti, 99, 50121 Flirenze, +39(055)26.261, fax +39(055)262.500, www.fourseasons.com/florence), открытый в прошлом году, располагается немного в стороне от главных туристических троп и представляет собой островок спокойствия и блаженства. Сад отеля – 4,5 га многовековых деревьев и лужаек, за которыми ежедневно ухаживают минимум пять садовников, – самый большой частный сад в центре города. Еще здесь есть превосходный ресторан, а также SPA, где используется косметика, изготовленная по рецептам, придуманным монахами в XIII веке. Отель расположен в палаццо делла Герардеска (XV век). Его реставрировали целых семь лет. Когда-то он принадлежал кардиналу Алессандро Медичи, ставшему папой Львом XI. В конце XIX века палаццо было продано Измаилу Паше, вице-королю Египта, но тот пробыл там недолго – власти Флоренции не разрешили Паше разместить в палаццо гарем, а что за палаццо без гарема... В начале XXI века семья флорентийских промышленников выкупила здание, чтобы обустроить там отель. Carolus (Via XXVII No. 3, +39(055)26.45539, www.carolushotel.com, от €112) Здание XIX века, построенное в неоклассическом стиле, находится в центре города рядом с вокзалом. Неплохой отель с качественным обслуживанием. РЕСТОРАНЫ Enoteca Pinchiorri. Здесь однозначно самый лучший винный погреб Европы, а возможно, и мира, больше 150 000 бутылок самых отборных вин со всего света. Джорджио Пинкьорри уже лет двадцать занимается энотеками, он лично знает производителей всех основных «великих вин», и ни один не может ему отказать. Enoteca Pinchiorri, via Ghibellina, 87, 50122 Firenze, +39(055)24.2757, +39(055)24.2777, fax +39(055)24.4983. ristorante@enotecapinchiorri.com, www.enotecapinchiorri.com.