Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Дети от трех родителей: реальность XXI века

09 июня 2016
/upload/iblock/ada/ada9929607738a4b9685440c2285b0ad.jpg
Фото: TownePost Network/Flickr.com
/upload/iblock/2f6/2f66661531f594f0ed63d0c5f8f5300f.jpg
Фото: Louisa Howard/Wikipedia
У ребенка может быть три биологических родителя: этот метод, оставаясь на мировом уровне экспериментальным, получает все больше подтверждений в своей эффективности.
Одним из наиболее революционных открытий XX века стало изобретение метода экстракорпорального оплодотворения (от лат. extra — снаружи, вне и лат. corpus — тело, то есть оплодотворение вне тела, сокр. ЭКО). Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2—5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития. ЭКО успешно применяется в семьях, не способных зачать естественным путем; однако в том случае, когда женское бесплодие вызвано повреждением митохондрий, процедура не рекомендуется. В 1996 году американские медики в дополнение к ЭКО предложили метод цитоплазматической замены; его особенностью является пересадка цитоплазмы из клеток женщины-донора в яйцеклетку матери. Таким образом будущий ребенок получает набор митохондриальных ДНК (мтДНК) из третьего источника. К настоящему времени во всем мире насчитывается около 50 детей, рожденных подобным образом, но гораздо больше опытов оканчивалось неудачей. Поэтому процедура все еще вызывает бурное обсуждение в сфере биоэтики и легализована лишь в одной стране: Великобритании. Понимая важность метода для многих бесплодных семей, ученые продолжают исследования в этом направлении. Специалисты из британского Ньюкаслского университета опубликовали в журнале Nature результаты своей научной работы, которая позволяет вывести процедуру цитоплазматической замены на новый уровень. Взяв для экспериментов сотни яйцеклеток, ученые более 200 раз пересадили ядро и «отточили» технологию. В частности, они научились резко снижать число вредоносных митохондрий (у 79% эмбрионов оказалось менее 2% поврежденных мтДНК), а уровень выживаемости эмбрионов вырос с 40 до 90%. Результаты исследования будут представлены правительственной комиссии Великобритании, которая занимается вопросами репродуктивной медицины. В случае одобрения в стране будет открыта первая официальная клиника, куда можно обращаться при необходимости применения метода цитоплазматической замены.