Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Жизнь планеты

Древние бактерии подтверждают теорию Дарвина

Наталья Иншакова
06 февраля 2015
/upload/iblock/0fc/0fce1eeee83a13df011070a0e2270d25.jpg
Фото: Umberto Salvagnin.
Ученые обнаружили микроскопические организмы, которые живут на океаническом дне уже миллиарды лет и ничуть не изменились за это время.
Отсутствие эволюции – верное доказательство того, что она существует. К такому выводу пришла группа палеобиологов из Калифорнийского университета, исследовавшая три колонии микроорганизмов. Они отделены друг от друга миллионами лет и расстоянием, но в точности схожи внешним видом, образом жизни и метаболизмом. Первая колония состоит из окаменелых бактерий на подводной скале к западу от Австралии. Их возраст составляет 2,3 миллиарда лет. Другая колония, тоже окаменевшая, найдена на другой австралийской скале. Эти микроорганизмы моложе на 500 миллионов лет. Наконец, третья, самая юная группа бактерий живет на океаническом дне у побережья Южной Америки. Исследователи выяснили, что несмотря на разницу в возрасте, все эти микроорганизмы идентичны друг другу. По мнению палеобиолога Уильяма Шопфа, возглавившего исследование, причина такой стабильности - постоянство окружающей среды, в которой обитают бактерии. Уже миллионы лет они живут на глубине океана без кислорода и солнечного света, питаются серой и азотнокислой солью и размножаются бесполым путем. Ученые считают, что это наглядное доказательство теории Дарвина: все организмы эволюционируют, подчиняясь переменам. А если изменений не происходит, они «консервируются» в первозданном виде. По мнению Шопфа, на Земле живут еще десятки колоний микроорганизмов, в точности схожих с уже обнаруженными древними бактериями.