Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Жизнь планеты

Двух полностью одинаковых снежинок пока так и не найдено

14 января 2014
/upload/iblock/5fe/5fecf47e14cfbf58fc93072f01ba7f8b.jpg
Автор фото: bkaree1.
/upload/iblock/fde/fde906d796ee6ad54a53bd813fb49d96.jpg
Автор фото: Me*Myself*&*I.
Считается, что двух одинаковых по форме снежинок не существует. Это не совсем так: в редчайших случаях их рисунок может совпадать. Но, по крайней мере, атомная структура каждой снежинки все равно остается уникальной.
Микроскопические капли воды в облаках, притягиваясь к пылевым частицам и замерзая, превращаются в ледяные кристаллы до 0,1 мм в диаметре. Падая вниз, они конденсируют влагу из воздуха и растут, образуя шестиконечные кристаллические формы - снежинки. Основной кристалл имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. Но затем на его вершинах осаждаются новые кристаллы, на них - новые, и так получаются разнообразные формы звездочек-снежинок. Их рост зависит от внешних условий: в частности, от температуры и влажности воздуха. Ледяные шестигранники могут расти вдоль своей оси, и тогда образуются снежинки вытянутой формы. Когда шестигранники растут в направлениях, перпендикулярных к их оси, создаются снежинки в виде шестиугольных пластинок или шестиугольных звездочек. Наконец, к падающей снежинке может примерзнуть капелька воды, и тогда получатся снежинки неправильной формы. Однако при всем многообразии вариантов роста, крайне велико и общее количество снежинок. Подсчитано, что 350 миллионов снежинок содержится всего лишь в одном кубометре снега. Профессор Адриан Бежан из американского университета Дьюка уверен, что в таких масштабах повторы рисунка неизбежны. Основной кристалл обрастает новыми лишь в определенных последовательностях и только под определенными углами, поэтому бесконечный ряд рисунков давно должен был закончиться. Это подтверждено научными опытами: еще в 1988 году ученые из Национального центра атмосферных исследований США обнаружили две абсолютно идентичные снежинки. Но атомная структура этих ледяных кристаллов все равно оказалась разной. Дело в том, что примерно одна из трех тысяч молекул воды на планете включает в себя не обычные атомы водорода, а его изопы: дейтерий или тяжелый водород, пишет Gismeteo. Ядро обычного водорода включает только один протон, а ядро дейтерия - протон и нейтрон. Снежинку образуют примерно 1018 молекул воды, поэтому вероятность появления двух снежинок, в которых расположение атомов дейтерия будет одинаковым, даже при идентичном расположении молекул воды, близится к нулю. Ученые продолжают изучать снежинки: эти исследования важны для понимания погодных явлений на планете.

Маленький-маленький мир