Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

И целого мира мало

Текст: Мелоди Крамер Фотография: Марко Гроуб
02 сентября 2013
/upload/iblock/b66/b66acb4be4efd8536a8b36e251bb2339.jpg
Французский фотохудожник делает снимки огромного размера и выставляет свои работы там, где они воспринимаются с особым, политическим, подтекстом.
Этой весной JR провел три недели в похожем на продуктовый фургон автомобиле, припаркованном на Таймс-сквер. Но вместо сэндвичей французский художник раздавал огромные фотографии. Его модели – случайные прохожие – могли либо забрать портреты себе, либо расклеить их на улицах с помощью кисти и ведра со столярным клеем. С 2000 года JR, – свое полное имя он не выдает, – расклеивает портреты в разных городах мира, частенько выбирая для этого такие места, что ему может грозить арест или высылка из страны, и очень любит выставлять работы там, где они воспринимаются с политическим подтекстом. В кенийском Найроби он сфотографировал женские лица, разрезал портреты пополам, верхние половины наклеил на вагоны поездов, а нижние – на жестяные листы, уложенные на железнодорожной насыпи. Когда проходил поезд, половинки на долю секунды совпадали, и лица женщин, выброшенных на обочину жизни, на мгновение обретали целостность.

Вы привнесли искусство фотографии туда, где о нем ничего не знали.

Искусство может проникать везде. Мне нравится, когда оно появляется там, где его никто не ждет; когда люди, никогда не бывавшие в музее, расклеивают свои портреты в самых неожиданных местах. Я делаю фотографии, чтобы все могли их видеть.

Как вы выбираете маршрут очередной поездки?

Вижу по телевизору такую страну, которую хочется посмотреть собственными глазами, и где что-то происходит, и еду. В Кении был переворот. А Ближний Восток – всегда в центре событий. Так я объехал много стран.

Вас когда-нибудь преследовали неудачи?

Да, в Северной Корее, где я не смог сделать всего, что задумал. Иногда общество напоминает вам, что искусство не везде приветствуется. Сам я не нарушаю законы, но мои работы могут нарушать.

Как прошла поездка на Кубу?

Кажется, что кубинцы никогда не видели на портрете никого, кроме своих лидеров. Они подходили и спрашивали: «Это портреты Фиделя или Рауля, но в другом ракурсе?» А я отвечал: «Нет, это Пабло. Он живет вон там, на углу».