Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Как 6 стран бьются за 5 квадратных километров

Анастасия Баринова
04 августа 2015
/upload/iblock/911/911e9cf516fae9bd7d791343f9a2e7d1.gif
Фото: DHN/Wikipedia
/upload/iblock/cf0/cf0d0aa1ed9a0de791885854c04716c2.jpg
Малазийский аэропорт Layang-Layang принимает туристов.
Фото: matthew lee/Flickr.com
/upload/iblock/ae4/ae4e6d026244ade0518d5886f3810b88.jpg
Файери Кросс Риф
Фото: NASA
Вьетнам, Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней не могут поделить крохотный архипелаг в Южно-Китайском море. В настоящее время временное преимущество получил Китай, насыпав для военных целей гигантский остров.
В юго-западной части Южно-Китайского моря находится архипелаг Спратли, состоящий из более чем 100 мелких необитаемых островов, рифов и атоллов. Несмотря на то, что их суммарная площадь не превышает 5 км?, эта территория оспаривается сразу шестью государствами. Острова имеют важное значение с точки зрения присутствия в регионе; там также сосредоточены запасы нефти и газа. Около 45 островов заняты небольшими военными контингентами из Вьетнама, Китая, Малайзии, Филиппин и Тайваня; на многих созданы метеорологические станции. Бруней не выдвигал официальных территориальных претензий, но активно развивает рыболовный промысел в районе южного рифа. Кроме того, все страны, кроме Брунея и Китая, имеют на островах военные аэродромы. Первыми их под эти цели приспособили Филиппины и Вьетнам в конце 70-х годов. Теперь на Титу (площадь 0,37 км?) и Спратли (площадь 0,13 км?) расположены аэродромы Rancudo Airfield и Truong Sa. Длина взлетно-посадочной полосы филиппинского объекта составляет 1300 метров, вьетнамского – 600 метров. В 1995 году на острове Своллоу Риф появился малазийский аэропорт Layang-Layang, а с 2007 года остров Иту занят тайваньским аэропортом Taiping. К этому же времени страны, захватывая тот или иной остров, увеличивали его территорию. Так, построив свой аэропорт, Малайзия нарастила взлетно-посадочную полосу с первоначальных 1064 метров до 1367 метров; в результате длина 1,2-километрового острова выросла до 1,5 км. Аэропорт Layang-Layang также является единственным, совмещающим военные и гражданские цели: с 1989 года остров развивается как курорт, куда туристов на небольших самолетах доставляют частные авиакомпании. Развивая свои объекты, страны не упускают возможности померяться с соседом силой. Наиболее крупные инциденты произошли весной 2011 года; они включали повреждения кабелей вьетнамских исследовательских судов с одной стороны, протесты возле китайских диппредставительств во Вьетнаме с другой, обмены заявлениями политиков и дипломатов, морские учения Вьетнама и хакерские войны обоих государств. Но теперь последнее, и довольно весомое слово сказал Китай. Вступив в территориальный спор позднее других, он уже не имел большого выбора земель, но его это не остановило. Китай начал не просто укрупнять свободные острова, но и насыпать новые. Наиболее масштабным объектом стал Файери Кросс Риф: результат объединения нескольких небольших рифов, один из которых носил то же имя. Если ранее крупнейшим островом архипелага был Спратли, то теперь это звание досталось новому искусственному острову Файери Кросс Риф. Его площадь превышает 2,3 км?, и здесь с 2014 года ведется активное строительство аэропорта. По данным, полученным со спутника, взлетно-посадочная полоса будет превышать 3 000 метров. Соседние страны воспринимают объект как серьезную угрозу своей безопасности и разрабатывают новые планы по увеличению своего присутствия в регионе.