Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Как изменилось токийское метро со времен его основания

Наталия Майборода
30 декабря 2013
/upload/iblock/d61/d612d836a4f36a32dc187a6f3d7b6031.png
30 декабря 1927 года в Токио открылось первое в Азии метро. В честь этого события предлагаем вам узнать, как изменилось токийское метро за 86 лет своего существования.
/upload/iblock/e44/e44453247e2e5ee1244b72f602ef66ab.jpg
Автор фото: BitBoy Первый метрополитен появился в японской столице в канун Нового года, 30 декабря 1927 года. Такой подарок жителям Токио подарила частная компания «Tokyo Underground Railway Company» («Токийская подземная железная дорога»). Ее учредитель - Норицугу Хаякава – решил, что Токио нуждается в таком виде общественного транспорта после посещения Лондонского метрополитена в 1914 году. Фирме, основанной 29 августа 1920 года, потребовалось 2 года, чтобы построить ветку, протяженность которой составляла всего 2,2 километра. Она связывала станции Асакуса и Уэно. Спрос на необычный для японцев вид транспорта был настолько велик, что люди часто ждали своей очереди более 2 часов.
/upload/iblock/74a/74ac25f11b4b5d45ef8daec9abeb9f93.jpg
Первый поезд токийского метрополитена, который начал функционировать в 1927 году, можно увидеть в токийском Музее метро. Автор фото: HIRATA Yasuyuki. На момент постройки население Токио составляло около 5 миллионов человек. Через пять лет эта цифра увеличилась на миллион, что спровоцировало бурное строительство метрополитена. Так, через три года ветка была продлена на 1,7 километра, а в 1934 году она расширилась, связав коммерческий квартал Гиндза с районом Минато. В 1939 году метрополитен соединился с железнодорожной веткой. Сегодня на основных станциях метро легко можно пересесть на пригородные поезда, монорельсовый и другие виды транспорта.
/upload/iblock/b2d/b2d3c1efdfb8bb5f7ac40bc4907ec0aa.jpg
Постер, демонстрирующий популярность метро во времена его появления в Токио. Автор фото: tim t. Через 26 лет со «дня рождения», то есть в 1953 году, линия, с которой началось токийское метро, получила свое сегодняшнее название «Гиндза». Она соединяет станции Асакуса и Сибуя. Между ними – 14,3 километра и 19 станций. На сегодняшний день «Линия 3: Гиндза» (на картах обозначается буквой G) обслуживает административные и коммерческие районы центра Токио и считается седьмой по загруженности в Токио. Кроме нее в городе функционирует еще 12 линий метро, общая протяженность которых составляет более 300 км.
/upload/iblock/c56/c5664b613ac8ce24abdcc450657c8611.jpg
Автор фото: Dick Thomas Johnson. Все 290 станций токийского метро были построены частными компаниями, из-за чего стоимость проезда довольно высокая. Так, если человеку нужно добраться из одного конца в другой, он может запросто потратить около 100 долларов за поездку. Тем не менее, около 2,9 миллиарда пассажиров ежегодно пользуется подземкой. В час пик, с 7 до 9 утра, приблизительно 7,5 миллиона человек передвигаются в метро. Что касается самой «занятой» станции – Синдзюку, которая связывает Токио с западными пригородами, она пропускает больше 3,5 миллиона людей ежедневно. Согласно Книге рекордов Гиннесса, она считается самой загруженной станцией в мире.
/upload/iblock/f22/f22035ccc7642497ae066c944bc77ff1.jpg
Автор фото: Joi Ito. Так как современное токийское метро обслуживается разными операторами, пассажир должен платить всякий раз, когда попадает на линию другой корпорации. То есть, чтобы пересесть с линии одного оператора на линию другого надо купить второй билет или специальный билет с возможностью пересадки. С 26 марта 1996 года для удобства были внедрены электронные карты на все линии. К слову, поезда некоторых линий метро продолжают свой путь по рельсам других компаний на пригородных линиях, поэтому бывает тяжело понять, что произошла смена оператора. Билет необходимо пропускать через турникет и на входе, и на выходе. В случае если человек проехал больше станций, чем он оплатил, разница оплачивается на выходе. Покупка билетов полностью автоматизированная, «живых» касс в токийском метро нет. Кроме того, с июля 1993 года все вагоны и станции оснащены кондиционерами, а с октября 2004 года – Wi-Fi.
/upload/iblock/4d3/4d3c9ce7c6aa9bdba5641943f36035c1.jpg
Автор фото: Kabacchi. Протяженность переходов между станциями может достигать полутора километров. Однако скучными они не покажутся из-за обилия рекламы, ресторанов и магазинов. С выходами также могут возникнуть сложности – иногда их бывает по 10-20 на одну станцию.
/upload/iblock/6d7/6d70ead63611105dd2ca19c4488c6993.jpg
Автор фото: Joi Ito. В час пик поток людей настолько огромен, что протиснуться в вагон бывает крайне тяжело. Эту проблему решают специально обученные люди - «осия», которые буквально заталкивают пассажиров в вагоны. При своей тяжелой работе они выглядят очень опрятно: осия одеты в костюмы, фуражку и белые перчатки. К слову, из-за колоссального пассажиропотока в токийском метро можно часто наблюдать картину, когда ноги пассажиров не касаются земли.
/upload/iblock/fd3/fd37d10dbdc0048e31daf8a1b6a4eecc.jpg
Автор фото: Graham Stanley. К женщинам в токийском метрополитене особое отношение. Впервые представительнице слабого пола было разрешено работать в подземке в 1993 году. А с 2005 года были запущены специальные вагоны, в которых в часы пик в будние дни и вечером по выходным могут находиться только женщины. Дело в том, что в Японии достаточно распространено поведение «тикан», когда мужчины пристают к дамам во время максимальной концентрации людей. Согласно статистическим исследованиям, в начале 90-х годов около 95% женщин подвергались подобным «развлечениям» японцев, а в 2000 году – всего 48,7%. Во избежание неприятностей, женщины могут пользоваться специальными вагонами со специальными розовыми значками или с изображением мужчины, стоящим за пределами вагона. В «женский клуб» не допускаются дети старше 12 лет.
/upload/iblock/e06/e068c3f7f0a80ba3dc37a98ac42dd1c5.jpg
Автор фото: Carl Nenzén Lovén.