National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Как Земля выглядела бы без океанов

12 августа 2015
/upload/iblock/efa/efa88168441bd8bcd9cf8ced30f3f6de.jpg
Фото: Earthbyte Group, School of Geosciences, University of Sydney
/upload/iblock/173/173ecfa58e1d12028542c82bc269508f.jpg
Фото: Dimitris Siskopoulos/Flickr.com
/upload/iblock/71c/71cca1c3542dce3cea886ab88daa91fb.jpg
Фото: Earthbyte Group, School of Geosciences, University of Sydney
Ученые из Университета Сиднея создали необычную карту нашей планеты: «удалив» океаны, они показали различные геологические особенности дна.
Ученые и ранее моделировали геологические карты Земли без океанов, но последняя подобная карта была нарисована от руки в 70-х годах прошлого века. Существуют также карты, созданные на основе спутниковых данных. Новая цифровая карта создана по результатам анализа 15 000 образцов морского дна, собранных за последние 50 лет исследовательскими судами со всего мира. Как говорится в пояснительной записке авторов, карта имеет большое значение с точки зрения экологии и геологии. Наглядно показав общую картину, исследователи также смогли дополнить научные знания. Так, ранее считалось, что большая часть дна Южного океана покрыта известковыми отложениями, но оказалось, что в немалой степени там присутствуют диатомовые водоросли – одноклеточные планктонные или перифитонные организмы. Ученые выделили 13 основных составляющих дна, таких как глина, песок, ил, вулканические породы, кораллы и так далее; все они отмечены разным цветом. Собранные воедино, эти данные позволяют изучать изменения климата в прошлом и прогнозировать состояние окружающей среды в будущем.