Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Хендерсон: самый грязный остров мира

16 мая 2017
/upload/iblock/b2e/b2e5e97db713c8085193245dff2304f3.jpg
Фото: Bo Eide/Flickr.com
/upload/iblock/4df/4dfbffc7e74d70b69e8088749e68ea6b.jpg
Фото: Susan White/USFWS
/upload/iblock/961/9614e1ba9cb898387028d8b7c1afb0bc.jpg
Фото: vaidehi shah/Flickr.com
Расположенный в южной части Тихого океана остров, лежащий на удалении 5000 км от ближайшего населенного пункта, полностью покрыт пластиковым мусором: его концентрация оказалась самой высокой на планете.
Свидетельства экологической катастрофы на тихоокеанском необитаемом острове Хендерсон представили ученые из Университета Тасмании и Королевского общества защиты птиц Великобритании. Согласно результатам проведенного недавно исследования, на острове площадью 37,3 кв.км лежит около 17,6 тонн пластикового мусора: 37,7 миллиона объектов в общей сложности.

На береговую полосу шириной до десяти метров волны ежедневно выносят около 27 новых предметов. Таким образом, плотность загрязнения острова составляет 671 объект на квадратный метр: это самая высокая концентрация в мире. Ученые объясняют это уникальным направлением океанских течений в сочетании с техногенным фактором. В прошлом веке произошел резкий рост производства пластика, и сейчас ежегодно с конвейеров по всей планете сходит более 300 миллионов тонн различных пластмасс. Большая часть этого объема не подвергается вторичной переработке. В результате материалы выносятся водой в океан, где наносят природе непоправимый вред.

Исследователи подчеркивают, что данные о мусоре на Хендерсоне носят приблизительный характер: подсчитаны были только объекты крупнее двух миллиметров, а влияние на обитателей океанов оказывают даже мелкие частицы, на которые под действием света распадаются полимеры. Медузы и рыбы принимают эти фрагменты за пищу и поедают их.

В свою очередь, более крупные представители фауны - морские птицы, рептилии и звери - проглатывают мелкие пластиковые предметы, вроде зажигалок, крышек и колец от бутылок. Животные не способны их переварить и вывести из организма, что в итоге приводит к их гибели. По данным ученых, пластиковый мусор напрямую угрожает 200 видам животных. В зоне риска – 55% морских птиц, в том числе два вида, обитающие на Хендерсоне.

В мире есть и другие удаленные места, куда добрался мусор.