Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Химикаты вредят половой системе белого медведя

Наталия Забоева
30 января 2015
/upload/iblock/e3b/e3b10133102255c78310b9ee83c8f56f.jpg
Автор фото: Ann Powell Groner.
Ученые обнаружили, что химические загрязнители окружающей среды могут негативно сказаться на размножении белого медведя.
Значительные изменения климата и повышение температуры Мирового океана представляют серьезную опасность для белых медведей. Однако ученые обнаружили еще один фактор, негативно сказывающийся на выживании этого хищника, - химические загрязнители окружающей среды уменьшают плотность его пенисной кости, из-за чего самцы могут испытывать затруднения во время спаривания. Отчет об исследовании опубликовал журнал Environmental Research. Чтобы понаблюдать эффект, который ПХБ (полихлорированные бифенилы) производят на состояние половой системы белых медведей, команда Кристиана Зонне из Орхусского университета (Дания), объединившись с канадскими коллегами, изучила образцы бакулюмов (пенисная кость) 279 особей из северо-восточной Гренландии и Канады, рожденных с 1990 по 2000 год. С помощью рентгеновских лучей ученые определили содержание кальция в каждом анализируемом экземпляре. Сравнивая полученные результаты с данными об уровне загрязнения среды в местах обитания белых медведей, они установили связь между высокой концентрацией полихлорированных бифенилов и низкой плотностью пенисной кости. Низкая плотность пенисной кости делает ее подверженной поломке, а если она ломается, то медведь вряд ли сможет совокупляться, - предполагает Кристиан Зонне. Полихлорированные бифенилы активно использовались в промышленных целях на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1920 годов. Этим химикатам находили широкое применение, включая процесс производства красок и резиновых изделий. Затем было доказано, что они вредны для здоровья и могут стать причиной рака, поэтому в 2001 году ООН официально запретила использование ПХБ. Однако разложение данных веществ происходит очень медленно, кроме того, попадая в атмосферу, они долетают до Арктики и оседают там в большим количествах. Эндрю Дерочер из Альбертского университета (Эдмонтон, Канада) обращает повышенное внимание на взаимосвязь изменений климата и высоких концентраций химических веществ в ареалах обитания медведей. Потепление провоцирует массовое таяние льдов, что в свою очередь затрудняет кормление для этих животных. В организме медведя, которому не хватает пищи, накапливается больше вредных веществ, то есть особи, пострадавшие от климатических сдвигов, становятся более уязвимыми для последствий загрязнения, утверждает Дерочер.