Журнал №193, октябрь 2019

National Geographic Россия
22 июня 2016
/upload/iblock/56a/56a49f021be008aa13c109d4a501366f.jpeg
Фото: neo.sci.gsfc.nasa.gov
"Земная обсерватория" (NASA Earth Observations) представила несколько карт, благодаря которым можно отслеживать концентрацию хлорофилла в океане. Узнайте, почему это важно.
Как и растения на суше, фитопланктон в океанах содержит хлорофилл – пигмент, участвующий в процессе фотосинтеза, в ходе которого энергия света преобразуется в энергию химических связей органических веществ. Именно хлорофилл окрашивает фитопланктон в зеленый цвет. Этот пигмент поглощает большую часть видимого света, но отражает зеленый цвет и ближнее инфракрасное излучение. При помощи измерений поглощаемого и отражаемого света дистанционный зонд MODIS, предназначенный для наблюдения за глобальной динамикой Земли, может измерять концентрацию хлорофилла в океане. Благодаря этим данным ученые могут следить за состоянием океанов. Цветение фитопланктона в большинстве случаев считается хорошим знаком, например, весной в Атлантическом океане. Но в некоторых случаях цветение фитопланктона может быть вредоносным, как массовое развитие водорослей. Даже если само по себе цветение не несет опасности, так как фитопланктон погибает в больших количествах и долго разлагается, они могут “воровать” кислород из воды, тем самым создавая мертвые зоны, где рыбы и морские млекопитающие не могут больше жить. На представленной выше карте можно посмотреть на концентрацию хлорофилла в океане. Наиболее яркими цветами — желтым и зеленым — выделена самая высокая концентрация хлорофилла. Другая карта, также составленная на основе данных, полученных MODIS, показывает связь концентрации хлорофилла и температуры воды.
/upload/iblock/f7f/f7fe09053a10f7899264453713488e14.jpg