Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Километр чистого искусства

Текст: Галина Принцева
22 декабря 2011
/upload/iblock/e4c/e4ca78ff25f86a34740d0c8b285f5ef9.jpg
Портрет П. Я. Пясецкого, неизвестный художник, вторая половина XIX века, холст, масло. Иллюстрации предоставлены Государственным Эрмитажем.
Фото: Павел Демидов, Александр Кокшаров, Леонард Хейфец
/upload/iblock/2e2/2e21f58647f3051895c095831ecd2ae0.jpg
Фрагмент панорамы Транссиба, выполненной П. Я. Пясецким. Иллюстрации предоставлены Государственным Эрмитажем.
Фото: Павел Демидов, Александр Кокшаров, Леонард Хейфец
/upload/iblock/abb/abb8c7c38642984957a4e2c07bf842cb.jpg
Фрагмент панорамы Транссиба, выполненной П. Я. Пясецким. Иллюстрации предоставлены Государственным Эрмитажем.
Фото: Павел Демидов, Александр Кокшаров, Леонард Хейфец
/upload/iblock/f54/f54168ee5f92bf83d6ffbeefc2ecf1c5.jpg
Почтовые открытки (на фото - российский павильон) с изображением Парижской выставки разошлись по всему миру. Часть российского павильона была отведена для экспонирования панорамы Пясецкого, посвященной строительству Великого сибирского пути. Своеобразный способ демонстрации заключался в том, что на втором этаже экспозиции была воссоздана импровизированная московская железнодорожная станция с копиями наиболее комфортных вагонов. Иллюстрации предоставлены Государственным Эрмитажем.
Фото: Павел Демидов, Александр Кокшаров, Леонард Хейфец
Основным занятием Павла Пясецкого, автора акварельной панорамы Транссибирской железнодорожной магистрали, была медицина, но известным Пясецкий стал благодаря своему увлечению живописью.
Павел Яковлевич Пясецкий родился в 1843 году в Орле. В 23 года окончил медицинский факультет Московского университета, а в 29 переехал в Петербург, где поступил на службу в Военно-медицинское управление. Человек разносторонне одаренный, параллельно с работой в госпиталях столицы Пясецкий три года посещал вольнослушателем класс профессора живописи Чистякова в Императорской Академии художеств. В качестве врача в 1874 году Пясецкий отправился в свое первое путешествие – Генеральный штаб снарядил учетно-торговую экспедицию в Китай. Помимо исполнения прямых обязанностей Пясецкий зарисовывал маршрут и события поездки, выработав при этом фирменную технику: многочисленные акварели он наклеивал на холст, создавая непрерывную панораму путешествия. Эти акварельные рулоны впоследствии снискали Павлу Пясецкому мировую славу. Вот лишь небольшой перечень его работ: 1876–1877 годы – китайское путешествие, 1877–1878 годы – путь санитарного отряда во время Русско-турецкой войны, 1895 год – панорама Персии, 1897-й – панорама Лондона в дни празднования юбилея королевы Виктории, 1899-й – панорама Монголии. Длина панорам варьировалась от 65 до 127 метров.
Пясецкий выработал фирменную технику: многочисленные акварели он наклеивал на холст, создавая непрерывную панораму путешествия.
К пятидесяти годам Павел Пясецкий был известен как художник, приближенный к императорской семье: он документировал заграничные визиты Александра III. Поэтому когда в 1894 году Управление по сооружению Транссиба решило создать акварельную панораму величайшей магистрали мира, альтернативы Пясецкому не было. Проект возглавил Николай II, ставший в тот год императором. Наверное, ни Николай II, ни сам художник, даже не представляли, в какую авантюру они ввязались: на момент принятия решения строительство магистрали только стартовало и не было известно даже точное расположение железнодорожных путей. Впрочем, Пясецкого, привыкшего к длительным экспедициям, это не смутило. К тому же для работы ему был выделен специальный вагон-мастерская, еще ему предоставили отдельный вагон для сна и отдыха. В течение нескольких лет путешествия в специальном вагоне, а часто и просто гужевым транспортом и велосипедом, художник кропотливо зарисовывал процесс строительства путей, станций, мостов и переправ. Почти 9,5 тысячи километров Великого сибирского пути Павел Пясецкий разместил на девяти рулонах высотой 48,5 сантиметра и общей протяженностью более 850 метров. Панорама Транссиба стала мировым рекордом, который не побит до сих пор. Но вряд ли, работая над своими удивительными акварелями, художник думал о рекордах. У Павла Пясецкого получилось перенести огромные расстояния на акварели, не упустив при этом и мельчайших деталей. Виды больших городов, таких как Челябинск, Омск, Томск, Чита, чередуются на панораме с поселками, маленькими станциями, полустанками, рабочими разъездами и железнодорожными депо. В городах Пясецкий фиксирует улицы, площади, архитектурные памятники, уделяя внимание жанровым сценам и даже местным промыслам и ремеслам. Во всех подробностях прорисован процесс строительства железной дороги: прокладка рельсов, сооружение мостов и наведение переправ. Значительную часть сибирской панорамы составляют зарисовки путешествия художника на пароходе по Ангаре, Байкалу и Амуру – он отправлялся туда, где железнодорожные пути в то время только проектировались. Панорама была на рубеже XIX–XX веков аттракционом не хуже Диснейленда. Понятно, что строить почти километровый павильон для демонстрации панорамы было непозволительной роскошью, поэтому художник придумал технологию просмотра – картины медленно перематывались с одного рулона на другой. В Париже для шоу Пясецкого был построен павильон с копиями трех вагонов, спальными местами, салоном и вагоном-рестораном. Зрители, игравшие роль пассажиров, усаживались возле окон, и представление начиналось. Специальные устройства довольно реалистично имитировали тряску вагонов и перестук колес, а «за окном» начиналось движение. На первом плане со скоростью пять метров в секунду двигалась горизонтальная полоса с наклеенными на нее песком и камнями; у самой земли на скорости два метра в секунду тянулась полоса с нарисованным кустарником. Собственно панорама Транссиба перемещалась чуть выше со скоростью шестьдесят сантиметров в секунду. Когда зрители уходили, картины перематывались обратно, и начиналось новое представление. Успех случился оглушительный: сама панорама была удостоена золотой медали Всемирной выставки, а Пясецкий награжден орденом Почетного легиона. Мало того, железнодорожный аттракцион с аншлагом показывали на следующей Всемирной выставке в американском Сент-Луисе. Однако техника выполнения панорамы не подразумевала постоянной демонстрации – акварель и бумага недолговечны, и только чудом работа пережила две серии показов. Строить же под нее километровый выставочный зал, понятно, никто не собирался, и рулоны благополучно перекочевали в хранилище Русского музея. Затем панорама переместилась в запасники Эрмитажа, и, казалось, о ней забыли навсегда. Новую жизнь панорама обрела только в XXI веке. В 2004 году при финансовой помощи РЖД Эрмитаж начал реставрацию, которая завершилась в 2008 году. Параллельно была сделана цифровая копия, выпущен коллекционный альбом и компакт-диск. Так что сегодня можно с комфортом устроиться в мягком кресле и на некоторое время представить себя посетителем российского павильона Всемирной выставки в Париже 1900 года.