Журнал №192, сентябрь 2019
Жизнь планеты

Клещу – имя недруга

30 января 2015
/upload/iblock/8a4/8a40343afd7768b573463732df29eb1d.jpg
Колонка Александра Грека, главного редактора «National Geographic Россия».
По образованию и первой профессии я физик. К сожалению, ни одно открытие или формула в этой науке не названы моим именем, как и именами сотни моих однокашников по физическому факультету (впрочем, исследования некоторых вселяют надежду). Однако не во всех отраслях науки такая низкая продуктивность. Вот наши коллеги-акарологи, те, которые клещей изучают, при подготовке статьи в этот номер просто поскребли друг друга и открыли новый, неизвестный науке вид клещей, живущих преимущественно на людях азиатского происхождения. На сегодня ученым известно около 48 тысяч видов клещей, и, пока я пишу это письмо редактора, непременно откроют парочку-другую новых. Да что там клещи! Например, отряд жесткокрылых (или, по-простому, жуков) уже сейчас насчитывает более 400 тысяч описанных видов, и любая экспедиция колеоптерологов гарантированно приносит новые открытия. Не менее результативна и палеонтология. Наш научный редактор палеонтолог Андрей Журавлев открыл и описал более ста видов ископаемых животных и прекратил это занятие исключительно из соображений экономии времени – уж больно хлопотное дело. А человек, придумавший современную систему классификации животного и растительного мира – из двух латинских слов, шведский натуралист Карл Линней, сам же первым использовал ее в личных интересах, назвав жабу обыкновенную в честь своего оппонента Жоржа-Луи Бюффона Bufo bufo. Эта традиция в завуалированном виде сохранилась до сих пор: всякие мерзости пытаются назвать в честь неприятных реальных и вымышленных персонажей, а новым сортам цветов или открытых звезд дают имена прекрасных дам. Так что, дорогие юные друзья, выбирая научную специализацию, внимательно изучите перспективы новых открытий.