Жизнь планеты

Когда появился импрессионизм

Джереми Берлин
07 мая 2015
/upload/iblock/dc9/dc9fae0c6d5094ea1a271bee1e32fc44.jpg
Фото: Heritage Image Partnership / Art Resource, Нью-Йорк.
Астрономия помогла узнать точное время, когда родился первый шедевр импрессионизма.
Журнал №140, май 2015

Читать этот номер
В 7 часов 35 минут 13 ноября 1872 года во французском портовом городе Гавр история искусства изменилась навсегда. Художник Клод Моне начал писать вид из окна отеля, и в результате появилось полотно, давшее название новому художественному направлению, – «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant). Откуда такая точность? Дональд Олсон, астрофизик из Университета штата Техас, раскрывает тайны искусства и литературы с помощью астрономии. Когда историк Жеральдина Лефебр и заместитель директора Музея Мармоттан-Моне Марианна Матье попросили Олсона узнать подробности создания картины, тот для начала разыскал в архивах данные об отеле и комнате художника, а затем обратился к астрономии. Сверяясь с таблицами XIX века, по местонахождению солнца и луны Олсон определил фазу прилива, время года и дня. Решающими подсказками стали клочки дыма на картине, показывающие, что ветер дул на запад. Раздобыв данные метеорологических наблюдений по Гавру за 1872 год, ученый точно датировал неподвластный времени шедевр. Читайте также о нашумевшей картине, автором которой мог стать великий Леонардо да Винчи, и узнайте, когда появилось искусство.