Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Как правильно спланировать автомобильное путешествие

Ярослава Тройнич
05 марта 2009
Путешествие на автомобиле имеет ряд недвусмысленных преимуществ перед другими способами передвижения; среди прочих – свобода в выборе маршрута, возможность заглянуть в укромные уголки и упоительное счастье побыть героем «роуд-муви».

Куда отправиться в первый раз?

Дебютировать в жанре автопутешествия стоит в России или Европе. В наших палестинах есть масса интересных маршрутов: можно начать с хрестоматийного путешествия из Петербурга в Москву, затем отправиться по Золотому кольцу или совершить бросок на Байкал. В Европе для начала лучше выбирать страны с небольшим трафиком – например, Финляндию или Норвегию. А вот Франция, Греция или Португалия подойдут уже более опытным водителям, умеющим маневрировать в пробках и парковаться на узких улочках. Вообще, как правило, чем южнее, тем темпераментнее водители и их стиль вождения. С 31 декабря 2007 года возможности путешествия по Европе с шенгенской визой существенно расширятся: в ЕС войдут 10 стран: Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Венгрия, Польша, Кипр, Мальта и Чехия. Таким образом, счастливым обладателям шенгенской визы будут открыты дороги сразу 25 европейских государств.

Свой или чужой?

Для путешествий по России, Европе и Азии вполне подойдет свой собственный автомобиль. Минус лишь в необходимости подготовить машину технически и собрать нужные документы. В заморских странах автомобиль удобнее брать напрокат или покупать – это позволяет избежать волокиты с бумагами и техподготовкой, а также расходов на транспортировку машины. В бедных азиатских и африканских регионах порой гораздо удобнее арендовать машину с шофером – это ненамного увеличит стоимость. Зато водитель сможет доставить вас в самые труднодоступные уголки, поможет в общении с местным населением, станет гарантом безопасности и перегонит машину обратно в офис, если вы арендовали ее только в одну сторону.

Какая нужна страховка?

Без страхования автогражданской ответственности (ОСАГО, известное как «зеленая карта») в Европу на машине не пустят. В России продаются «зеленые карты» нескольких иностранных страховых компаний, Alte Leipziger, Cotag и Garant считаются самыми надежными. В среднем «зеленая карта» для Европы на 15 дней стоит €20–25, и оформить ее можно в любой страховой компании, предоставляющей подобную услугу. Застраховать автомобиль от угона и причинения ущерба за границей возможно только при наличии полиса КАСКО. В этом случае страховые компании расширяют действие страховки бесплатно (например, в «Росно» – на страны Шенгенского соглашения) или за дополнительную плату (в «Ингосстрахе» 2 недели в Европе добавят за $25).

Какие понадобятся документы?

Минимальный набор состоит из регистрационных документов на машину, документов, подтверждающих право владения машиной, водительского удостоверения (плюс международные права), а также страховки, действующей на протяжении всего маршрута. Если вы управляете машиной по доверенности, необходимо нотариально заверенное разрешение владельца на вывоз машины за рубеж. Для водителя и пассажиров потребуются визы стран, входящих в маршрут, причем, если планируется возвращаться тем же маршрутом, визы должны быть многократными. Также нужна медицинская страховка на весь период, действительная во всех странах маршрута.

Как спланировать маршрут?

Для этой цели удобно использовать счетчики расстояний и планировщики маршрутов. Хороший ресурс по России и зарубежью – www.ati.su/trace, по Западной Европе – www.viamichelin.com (учитывает платные дороги), по Великобритании, Европе и США – www.uk.map24.com.

Нужны ли международные права?

Путешествовать с российскими правами можно без проблем (как правило, за рубежом они действительны в течение 3–6 месяцев). Но иногда при аренде машины не исключены сложности. Особенно это касается аварийных ситуаций, когда отсутствие международного водительского удостоверения (МВУ) может стать причиной отказа в выплате ущерба по страховке. Обладатели российских прав получают МВУ в ГИБДД без экзаменов.

Как арендовать машину?

Это можно сделать по приезде в страну назначения (офисы крупных компаний есть в аэропортах) или заранее по интернету. Как правило, для аренды требуется водительский стаж от года и возраст не менее 21 года. Кроме того, нужны права, загранпаспорт с визой и кредитная карта (иногда можно обойтись и наличными) для внесения залога. Обычно в аренду включается минимальная страховка, которую можно расширить с доплатой. Перед тем как взять автомобиль, нужно проверить его на наличие царапин и повреждений и указать их в договоре. Машина выдается с полным баком горючего (не включенного в счет), и возвращать ее необходимо с тем же количеством бензина. Некоторые компании лимитируют километраж, и пройденное сверх нормы расстояние оплачивается дополнительно. В маленьких арендных компаниях машины, как правило, дешевле, но и подержаннее. По любым вопросам в дороге можно обращаться в фирму, сдающую автомобиль в аренду.

Полезные адреса

Крупнейшие международные арендные компании Avis – www.avis.com Alamo – www.alamo.com Budget – www.budget.com Dollar – www.dollar.com EuropCar – www.europcar.com Easycar – www.easycar.com Hertz – www.hertz.com Thrifty – www.thrifty.com Аренда автомобилей через интернет EconomyCar – www.economycarhire.com Carjet – www.carjet.com Rental Car Group – www.rentalcargroup.com

Можно ли доверить управление другу?

И арендованной, и своей машиной могут управлять только водители, указанные в договоре аренды или «зеленой карте». Иначе в случае ДТП, возникшего по вине водителя, не обозначенного в документах, страховая компания не возместит ущерб.

Сколько стоит аренда?

Все зависит от класса машины, комплектации, сезона, срока аренды. В среднем недельная аренда в Милане, Париже и Праге обойдется от €165, на Майорке – от €95, в Майaми – от $190. Удобный ресурс для определения средних цен – www.rentalcargroup.com. Существует международная классификация автомобилей по типу кузова и габаритам: А, B, С, D, E, H, F, J, I. Так, категория А – малогабаритные городские автомобили, например Citroen C2, а H – седаны класса люкс, вроде Rolls-Royce Phantom. Если заказанной машины в наличии не оказывается, обычно предлагают классом выше без доплаты.

Что положить в багажник?

Есть вещи, которые могут пригодиться в любом путешествии: аптечка, теплая одежда, канистра с водой, запасные ключи и копии всех документов. Ремонтный набор может состоять из запаски, насоса, тормозной жидкости, домкрата, огнетушителя, набора ключей, баллонного ключа, секретки к колесным болтам, молотка, ножа, набора головок, свечного ключа, ремней генератора, вентилятора и ГРМ, троса, пасты для очистки рук, бензогенератора. Карты дорог качественнее и дешевле в стране назначения, поэтому покупать их заранее не стоит. С GPS-навигатором любой вояж значительно выиграет в комфорте.

Как и зачем покупать машину?

Приобретать автомобиль имеет смысл в случае длительных поездок, особенно по другим континентам. В Австралии, США, Канаде или Африке приобрести автомобиль достаточно просто. Фирмы, торгующие автомобилями для путешествий, как правило, даже гарантируют, что помогут продать средство передвижения в конце маршрута. Они же оформляют все необходимые документы. Единственный риск – поломки. В Новой Зеландии можно подстраховаться, вступив в местную автомобильную ассоциацию Auckland Automobile Association (www.aa.co.nz) – она гарантирует помощь в случае необходимости.

Как использовать платные дороги?

Скоростные платные дороги, как правило, обо- значаются на картах двумя номерами, один из которых с приставкой Е. Обычно проезд по такой трассе оплачивается на въезде (если сумма фиксирована) или на выезде (если плата зависит от расстояния).

Как парковаться?

Во многих городах Европы существуют места для временной парковки (до 2 часов) – «синие зоны». Чтобы здесь остановиться, нужен специальный диск, который чаще всего можно получить бесплатно в ближайшем киоске. На нем указывается время начала парковки (округляется до получаса), а сам диск оставляется рядом с машиной. На платных парковках чаще всего стоят счетчики системы «оплати и предъяви». Покупаешь в автомате билет и оставляешь его на приборной доске. На стоянках действует другая система: билет фиксирует начало парковки, а в конце автомат высчитывает по нему стоимость парковки. Очень вероятно, что понадобятся мелкие монеты.

Чем различаются правила движения в разных странах?

Судя по трафику, в некоторых странах (например, в Индии) сложно поверить, что здесь действуют другие законы кроме «куда хочу, туда и еду». Тем не менее правила дорожного движения везде примерно одинаковы. Понаблюдав за местными водителями, можно сориентироваться. Во всех странах существует ограничение скорости. В европейских жать на клаксон можно только в случае опасности ДТП, а в азиатских – приветствуется на всем маршруте. В Скандинавии принято ездить с включенными фарами круглосуточно, в Германии это запрещено, а в Венгрии можно только в пасмурную погоду. Правила насчет обгона везде одинаковы.

Чего опасаться?

Европа – довольно безопасное место для автопутешествия. Едва ли не самое неприятное, что может случиться, – воровство из салона, поэтому все ценности стоит забирать с собой и парковаться не в самых туристических местах. В менее благополучных регионах имеет смысл запастись страховкой КАСКО. В случае угона нужно составить в полиции протокол, который понадобится для страховой компании. В Европе чаще всего машины угоняют в Чехии и Польше, а залезают в салон – в Испании, Италии, Румынии. Скандинавские страны – самые благополучные.

Что делать в случае аварии?

Дождаться полиции, которая составит протокол. Не стоит подписывать документы на непонятном языке, лучше поехать в участок и дождаться перевода. В простых ситуациях в Европе используют European Accident Statement – специальный бланк, выдающийся арендной компанией. С его помощью можно уладить мелкие происшествия без полиции. Заполненный и подписанный всеми участниками ДТП бланк отправляется в страховую компанию. Стоит заранее удостовериться, что она выплатит страховку без протокола полиции.

Платить или не платить штрафы?

Самые распространенные штрафы в пути – за неправильную парковку и превышение скорости. В большинстве стран полиция имеет право брать штраф с водителей прямо на месте. Однако на дорогах все чаще используются электронные системы, фотографирующие машины, превышающие скорость. Квитанция на оплату штрафа придет на адрес регистрации машины. Превышение скорости на 20 км/ч повлечет штраф на сумму от €50. Неоплаченные штрафы могут в дальнейшем стать причиной отказа в выдаче виз.

Как путешествовать с животными?

Чтобы вывезти из России в ЕС кошку или собаку, понадобится ветеринарное свидетельство, выданное государственной ветлечебницей. В нем помимо прочего указываются даты прививок от бешенства, результаты анализов на глисты и маршрут следования. Кроме того, не обойтись без лицензии на вывоз от кинологического или фелинологического клуба и сертификата о вакцинации для страны ЕС, который заполняется и заверяется в государственной ветклинике на английском языке. Животные должны быть идентифицированы татуировкой или специальным микрочипом. Требования могут меняться в зависимости от каждой страны, уточнять их лучше заранее. Полезен в этом отношении сайт www.pettravel.com. Возможно, все факторы сложатся так, что питомца будет проще оставить дома или в отеле для животных.

Везде ли дорожные знаки одинаковы?

В большинстве стран дорожные знаки унифицированы в соответствии с Венской Конвенцией «О дорожных знаках и сигналах» от 1968 года. Есть, конечно, в каждой стране своя специфика. Например, в Австралии можно встретить знак «Осторожно, кенгуру!», в Намибии – «Осторожно, песок!», а в Тунисе и Алжире знаки препятствия не традиционно красного, а черного цвета. Впрочем, можно утешаться тем, что разметка везде универсальна.

В какую сумму обойдется путешествие?

Бюджет составят затраты на горючее, оплата проезда по платным магистралям, транзита, парковки в крупных городах (в среднем от $1 в час), возможные штрафы, ремонт. Также необходимо учитывать дополнительные расходы за превышенный лимит километража, оплату местных налогов и сборов (они не указываются в ценах на аренду и доходят до 20%), стоимость дополнительных страховок (например, в США от $20 в день). Своя машина потребует затрат на предварительный техосмотр, запасные детали, страховку ОСАГО и, при желании, добровольное страхование от угона и ущерба. В среднем путешествие по Европе на своей машине обойдется в €50 на человека в день.

Владимир Лысенко

Президент Союза кругосветчиков России, первый из наших соотечественников, совершивший кругосветное путешествие на автомобиле: В моих странствиях по разным континентам одним из самых приятных участков была поездка через обе Америки – с севера Аляски до Огненной Земли. Очень рекомендую новичкам: почти везде хорошие дороги и невероятные пейзажи. Правда, один участок пути – из Панамы в Колумбию – придется преодолеть на пароме. Мы с напарником пересекли обе Америки за 2,5 месяца, но график был достаточно напряженный. Иногда гнали и все 24 часа, проходя по 2000 км в сутки. Машина не подвела – мы купили Volvo 240 DL с автоматической коробкой передач на Аляске за $2500 долларов плюс страховка, машина была 1986 года с пробегом 300 тыс. км, но на вид как новая. Штрафовали нас дважды: в Никарагуа за превышение скорости и в Панаме за неправильно оформленное разрешение на транзит через страну – cказалось наше незнание испанского языка. 10 живописных дорог 1. Москва–Петушки. Культовый маршрут в автомобильном прочтении способствует мечтательности особого рода: захочется чаю из самовара с малиновым вареньем и задумчивых прогулок под благовест. 2. Москва–Крым–Москва. От Москвы до Ялты 1500 км или 34 часа за рулем. По пути и в Тулу за пряниками можно заскочить, и Мценский уезд посетить. Дальше больше. Свобода передвижения позволяет охватить все красоты солнечного полуострова от пещерных монастырей Чуфут-Кале до Керчи. 3. Норвегия. Атлантическая дорога. Недлинная, 8,5 км, дорога перепрыгивает с одного островка на другой, пересекая 12 мостов. Вокруг только небо и океан, особенно прекрасный осенью в шторм. В спокойную погоду – отличное место для рыбалки, а если повезет, можно увидеть китов и тюленей. 4. США. Трасса 66. Любовно называемая Главной улицей Америки, легендарная трасса 66 – дорога для путешествия во времени. Хотя сегодня ее уже нет на картах, найти дорогу несложно. В качестве машины времени сойдет старый «Понтиак», который пробежит 4000 км из Чикаго в Калифорнию через 8 штатов. 5. ЮАР. Кейптаун-Эрманус. 122 км невероятных прибрежных красот. Финальный пункт – бывшая рыбацкая деревня – считается лучшим местом для наблюдения за китами. 6. Италия. Амальфитанское побережье. Узкая, вьющаяся над обрывом дорога – одна из самых «духозахватывающих» в Европе и во всем мире. Поселки южной Италии с роскошными бело-розовыми виллами на скалах растянулись от Сорренто до Амальфи. Если что и отвлекает от красот, так это интенсивный трафик. 7. Австралия. Восточное побережье. Превосходная дорога пересекает три штата – Викторию, Новый Южный Уэльс и Квинсленд, забрасывая то в дикое безлюдье национальных парков, то в шумные города. 8. Шотландское нагорье и острова. Изумительные по красоте однополосные дороги западного побережья огибают заливы, перебираются через горы, тонут в изумрудных травах долин и выбираются к подножиям старинных замков и деревушек с открыток. Отрезвляет лишь хороший глоток виски в конце пути. 9. Канада. Тропа Кабота, остров Кейп-Бретон. Канадский хайвей назван в честь мореплавателя Джованни Кабота, первооткрывателя XV века. 298 км потрясающих видов на Кейп-Бретон-Хайлендс, Аппалачи и пустынные океанские просторы. 10. Новая Зеландия. Западное побережье Южного острова. Лесистые горы, тропические леса, полноводные реки и сверкающие ледники – все это в рамках одного маршрута. Недаром фьорд Милфорд-саунд Киплинг считал восьмым чудом света.