Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

"Коммерсант": авиакатастрофа в Ростове произошла из-за отключения автопилота и неслаженных действий экипажа

Интерфакс
28 марта 2016
/upload/iblock/b8b/b8b02b69142571eee63773d5557c30b4.jpg
Салон "Боинга-737" авиакомпании flydubai.
Фото: Frans Zwart/Flickr.com
Причиной крушения Boeing 737 авиакомпании Flydubai в Ростове-на-Дону 19 марта могло стать отключение летчиками автопилота, а также конфликт между ними по поводу того, как правильно посадить самолет.
По данным газеты “Коммерсант”, эксперты восстановили картину катастрофы благодаря расшифровке данных параметрического и речевого самописцев лайнера. Как напоминает газета, пилоты самолета совершили две попытки посадить самолет в аэропорту Ростова-на-Дону. Оба раза они делали это в автоматическом режиме, но сесть не удавалось из-за шквалистого ветра, который мешал работать автомату тяги, обеспечивающему движение самолета в режиме взлета или посадки по заданной траектории. В связи с этим уходить на очередной круг экипаж решил уже в ручном режиме. На высоте около 270 м, в 6 км до взлетно-посадочной полосы, один из летчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around), задающую команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот, взяв управление машиной на себя. В этом режиме пилоты должны были самостоятельно задавать угол наклона носа самолета, ориентируясь на приборы. Как полагают эксперты, при этом экипаж не учел специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты. "При заходе на полосу под автопилотом лайнер находится в довольно сложном положении: его руль высоты отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работает в противоположном направлении, задирая нос машины. Если уход на второй круг происходит в автоматическом режиме, положение всех рулей плавно меняет бортовой компьютер. В случае же совершения этого маневра руками, летчик инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. В итоге самолет вместо плавного набора высоты устремляется вверх в режиме истребителя", — пишет “Коммерсант”. Пилоты flydubai этот самопроизвольный маневр лайнера не распознали. Когда же скорость самолета начала стремительно падать, в кабине произошел конфликт. Управляющий летчик, продолжая подъем, попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлетного. Его напарник полагал, что в первую очередь следует опустить нос Boeing. Он вразумлял партнера криками "Стой. Куда? Стоять! Стоять!" и одновременно пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал. В результате в бортовой компьютер стали поступать электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно. Экипаж согласовал свои действия только тогда, когда оба пилота почувствовали отрицательные перегрузки — ощущение, которое испытывает человек, например, в падающем лифте. Однако к этому времени было уже поздно — неуправляемый Boeing, на борту которого находились 62 человека, со скоростью 325 км/час и под углом около 45 градусов несся к земле. В оставшиеся до столкновения несколько секунд оба пилота лишь кричали от ужаса и отчаяния. "Коммерсант" отмечает, что катастрофа FZ981 оказалась довольно близка по схеме развития нештатной ситуации на борту к другой аварии — падению Boeing 737-500 ОАО "Авиакомпания Татарстан", произошедшей в ноябре 2013 года при посадке в аэропорту Казани. Его экипаж, уходя на второй круг из-за сложных метеоусловий, также вывел самолет на закритические углы атаки и "уронил" его в результате потери скорости и дальнейших несогласованных действий летчиков. Доказывая эту версию, расследователи провели эксперимент, предложив 11 гражданским пилотам Boeing-737 уйти на второй круг с малой высоты на авиасимуляторе. С заданием тогда справились только четверо. При этом все без исключения участники эксперимента заявили, что маневр был для них настолько сложным, что выполняли они его в стрессовом состоянии. Boeing 737-800 авиакомпании flydubai, выполнявший рейс из Дубая в Ростов-на-Дону, разбился в ночь на 19 марта при повторном заходе на посадку. Погибли все находившиеся на борту 62 человека — 55 пассажиров и семь членов экипажа.