Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Жизнь планеты
Кровавый водопад
12 ноября 2012
На леднике Тейлора в Антарктиде можно наблюдать Кровавый водопад.
Необычно яркий цвет, поражающий воображение, водопад получает из-за высокой доли содержания оксида железа. «Кровавая» вода поступает из соленого подледного озера, образовавшегося при затоплении впадин морской водой и последующей блокировкой его льдом несколько миллионов лет назад. Исследования необычного водопада привели к сенсационному открытию. Группа исследователей во главе с Джил Микукки из Гарвардского университета установила, что микроорганизмы, «упакованные» под мощным слоем льда, выработали свой способ выживания в условиях отсутствия возможности фотосинтеза и внешних источников питания. Ученым удалось выяснить, что эти микробы получают жизненную энергию, восстанавливая растворенные в воде сульфаты до сульфитов. А образовавшиеся сульфиты впоследствии окисляются ионами трёхвалентного железа, поступающего в воду со дна. Экосистема подледного озера, не имеющая аналогов на Земле, заинтересовала астробиологов, надеющихся найти на других планетах аналогичные метаболические циклы. О поисках астробиологами неизвестных форм жизни в Антарктиде читайте в нашей статье про вулкан Эребус.