Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Крупнейший кратер от астероида случайно найден в Австралии

02 апреля 2015
/upload/iblock/55e/55edeeaa05714664e997071f05c50e84.jpg
Большой метеорный кратер в Аризоне. Фото: Steve Jurvetson.
Австралийские ученые сообщили о находке кратера, появившегося в результате столкновения астероида с Землей более 300 миллионов лет назад. Диаметр кратера превышает 400 километров.
Открытие случайно сделали специалисты Школы археологии и антропологии из Канберры. Исследуя район Warburton Basin в центральной части страны на предмет пригодности недр для постройки геотермальных электростанций, на двухкилометровой глубине они обнаружили породы, превращенные в стекло под воздействием экстремальных температур и высокого давления. Занявшись целенаправленным исследованием находки, ученые выделили два огромных кратера с общим диаметром более 400 километров. По всей видимости, гигантский астероид раскололся при ударе о Землю. Точное время падения небесного тела установить не удалось; приблизительно речь идет о периоде в 300-600 млн лет назад. Диаметр самого астероида должен быть около 10-20 километров; его ударная сила, достигавшая 10-20 гигапаскалей, характерным образом изменила структуру кварца и других пород. Столкновение столь крупного астероида с Землей не только вызвало массовую гибель живых организмов в зоне падения: скорее всего, была запущена целая цепочка экологических реакций, и многие известные факты из истории изменения нашей планеты могут быть следствием этого события. Изучение находки продолжается. Пока же с уверенностью можно сказать, что теперь австралийский кратер является крупнейшим на Земле. Ранее первое место «занимал» ударный кратер Вредефорт (Vredefor), расположенный в 120 километрах от Йоханнесбурга и имеющий диаметр 250-300 километров.