Журнал №193, октябрь 2019

/upload/iblock/0ef/0ef0930b697418fe12360f60c6dd71a7.jpg
Фото: Джон Сиббик
/upload/iblock/876/876052b73a7f30ac23db54438fe1f5e6.jpg
Фото: Джон Сиббик
В Китае найдены останки удивительного существа.
Почти сто лет прошло с тех пор, как «Флайер» братьев Райт поднялся в воздух над песками Китти-Хок. Долгие годы многие ученые полагали, что первые птицы взлетали тем же способом – отрываясь от земли после разбега. Однако недавняя находка китайских палеонтологов, похоже, ставит вопросы. Китайские ученые обнаружили останки примитивного родственника птиц – динозавра, названного Microraptor gui. Все четыре его конечности покрыты перьями. Вероятно, это существо размером 77 сантиметров (от клюва до кончика хвоста), жившее от 120 до 110 миллионов лет назад, летало, планируя с дерева на дерево. Многие ученые считают, что у обитавших на земле дромеозавров (группы динозавров, тесно связанной с современными птицами) развились почти все анатомические особенности, необходимые для маховых движений передними конечностями. Со временем эта способность могла перерасти в возможность взлетать с разбега или с прыжка. Но группа китайских палеонтологов во главе с Сю Сином и Чжоу Чжунхе из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии, изучавшая микрораптора, не считает, что это животное могло бегать достаточно быстро и махать крыльями так сильно, чтобы взлететь. К тому же этот динозавр при разбеге цеплялся бы оперенными ногами за землю. Однако длинные перья могли формировать «несущую поверхность» вроде тех, что есть у белок-летяг. Палеонтологи предположили, что планирование с деревьев могло играть важную роль на начальных стадиях эволюции птиц,давая их предкам возможность поупражняться в активном полете с использованием взмахов передними конечностями. Другие ученые в этом сомневаются. Они утверждают, что планирование не обязательно должно развиваться в активный полет: зачем тратить энергию, махая крыльями, когда можно этого не делать? И каким образом, спрашивают они, микрораптор выворачивал свои ноги так, чтобы принять распростертое положение, которое требуется для планирования? Некоторые исследователи полагают, кроме того, что перья на ногах микрораптора вообще не были пригодны для полета. Возможно, они играли роль в сексуальном поведении или просто помогали маленькому динозаврику выглядеть побольше.