Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Кто виноват, что весна наступает раньше

01 июля 2016
/upload/iblock/266/266cefd8aa9b2b5f792455444ab14b16.jpg
Фото: Jeff Kubina/Flickr.com
/upload/iblock/204/20446d5beb3bb314679d732e62ddbcc1.jpg
Фото: Susanne Nilsson/Flickr.com
/upload/iblock/4e1/4e142561844fbed2058cf7970e3e5d5f.jpg
Фото: Jes/Flickr.com
Проанализировав климатические тенденции на планете, ученые заметили, что фактическое наступление весны во многих местах опережает календарные даты. Виновником оказалось не только глобальное потепление.
Исследование провели климатологи и биологи из британского университета Эксетера в Корнуолле; его результаты опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B. В нем проводится связь между использованием искусственного света ночью и ранним приходом весны. Выяснилось, что глобальное потепление, играя свою роль, решающим фактором все же не является: в противном случае растения начинали бы зацветать раньше положенного им срока по всей планете. Однако эта тенденция в первую очередь оказалась характерна для крупных населенных пунктов, где светло и днем, и ночью. Анализ проводился на примере Великобритании; специалисты фиксировали момент появления первых листьев на деревьях. Разница между более и менее освещенными местами в среднем составила около недели. Для каждого растения сроки были разными: так, городские ясени прощаются с зимой на 5 дней раньше их «диких» собратьев, платаны и дубы – на 7,5 дней. Можно было бы предположить, что это связано с более высокой температурой воздуха в городах, но ученые отвергают это объяснение: согласно их наблюдениям, в крупных населенных пунктах растения не только пробуждаются раньше, но и тянутся к источникам искусственного света. Таким образом, световое загрязнение признано решающим фактором. В дальнейшем планируется выяснить, как лишний свет влияет на более мелкие растения, а также на представителей фауны. Даже такое незначительное изменение сроков пробуждения деревьев и цветов может оказывать серьезное влияние на всю экосистему. Узнайте о световом загрязнении больше.