Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Лабораторных мышей не интересует секс с дикими особями

28 ноября 2014
/upload/iblock/5ca/5caaf84df94a1831c5280c52bc1d7518.jpg
Автор фото: Maggie Bartlett, NHGRI.
Разведенные в неволе и выпущенные затем на свободу мыши не стали спариваться с дикими особями. Эта модель поведения ставит под сомнение эффективность программ по воспроизведению исчезающих видов животных.
Австралийские ученые поставили эксперимент, целью которого было выяснить: насколько появившиеся в лабораторных стенах домовые мыши способны адаптироваться к естественной среде обитания. Важнейшим вопросом в рамках этой задачи была их репродуктивная функция. Домовая мышь очень плодовита; ее беременность длится до 21 дня, и за год мышь способна принести от 5 до 14 приплодов. В рамках эксперимента грызуны были выпущены на свободу, а результаты подводились через 20 недель. Как оказалось, уже третье поколение мышей, появившееся в неволе, на воле, в основном, продолжит спариваться только между собой: лишь 17% потомства лабораторных мышей появилось на свет от «дикого» партнера. Подавляющее же большинство, 83%, имело обоих родителей, выращенных в лаборатории. Это открытие, с одной стороны, позволяет понять инстинкты животных, выросших «в четырех стенах». С другой же стороны, оно практически ставит крест на многочисленных программах по воспроизведению исчезающих видов. Ученые поясняют, что в случае, когда искусственным путем воспроизводятся виды, которых в природе уже не осталось – программы остаются достаточно эффективны, хотя бы ввиду отсутствия альтернатив. Однако если в природу выпускаются виды, представители которых еще сохранились – смешанного потомства ожидать не следует. А это означает, что лабораторные особи, продолжая скрещиваться только друг с другом, не внесут вклада в разнообразие генетического материала.