Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Но есть и хорошие новости!
Люди планеты

Дагестанские орлы: танцы над пропастью

Текст: Джеффри Тайлер Фото: Джереми Джанг
20 декабря 2017
/upload/iblock/adc/adcbce2b023925524f9d5bf6a643c2cf.jpg
14-летняя Айшат Хайрулаева, балансируя с помощью гибкого шеста, медленно, но верно продвигается вперед по проволоке под наблюдением своего тренера Магомеда Алибегова (слева, в кепке).
На нешуточной высоте дагестанские канатоходцы выступают без страховочной сетки. Всегда.
Под звуки духовых и бой барабанов – народную дагестанскую музыку – стройный молодой мужчина в вышитом жилете, белой рубашке и облегающих брюках берет шестиметровый титановый шест для баланса и делает шаг с крошечной платформы в трех с половиной метрах над деревянной сценой. С поразительной грацией он скользит по проволоке. Глядя прямо перед собой, начинает исполнять народный танец на качающемся тросе; его выпады и приседания бесподобны. В завершение он прыгает, по-казачьи выкидывая ноги, затем делает несколько шагов назад – и возвращается на платформу. Вернувшись, канатоходец передает шест женщине в ярком народном костюме и белом платке. Она делает шаг вперед, как и ее визави на другом конце проволоки; женщины гарцуют навстречу друг другу, не глядя вниз, исполняя свой собственный танец. На них нет страховки, и под ними не растянута сетка. Спиной вперед они возвращаются на платформы и, перед тем как спуститься вниз, машут воображаемой публике.

/upload/iblock/fe7/fe792383acce6402c1a58dd76fb33d58.jpg
Во время весеннего праздника канатоходцев в древней крепости в Дербенте, городе на побережье Каспийского моря, Ислам Казиханов и Диана Керимова занимаются под наблюдением тренера Альберта Фархатова.
/upload/iblock/300/300bafac710dc7c36c7b8d0aac1ecbd2.jpg
Айдемир Алибегов исполняет бодрую народную мелодию на зурне у себя дома в селе Новая Мака, а его жена аккомпанирует ему на барабане. Алибегов играет для труппы «Гунар».
/upload/iblock/9fb/9fb51d0816853b8387021d784f67c832.jpg
Канатоходцы Магомед Алибегов, Ризван Алибегов и Патимат Алибегова прячутся от грозы. Даже храбрых дагестанских артистов способны остановить мокрая проволока, ветер и молнии.
/upload/iblock/7d2/7d2f4b8c6b4512ac7c17c82a156053fe.jpg
Асхабали Гасанов, основатель цирковой студии «Пехлеван» и тренер «Дагестанских орлов», стоит в полной готовности, просто на всякий случай, пока 13-летняя Патимат Муртазалиева с кувшином на голове идет по проволоке.


Я был сражен их мастерством, а переживал за них так, что у меня даже пульс участился, и на лбу выступил пот. «Страх не может быть спутником дагестанского канатоходца, – говорит сухопарый усач Асхабали Гасанов, тренер и менеджер труппы “Дагестанские орлы”». Гасанов выключает музыку на ноутбуке и кричит: «На сегодня достаточно!» Мы находимся в старом здании Дагестанской государственной филармонии имени Татама Мурадова, совсем рядом с Каспийским морем, в Махачкале – столице российской Республики Дагестан. Сегодня Гасанов наблюдал за генеральной репетицией «Орлов» – известной группы, которая часто ездит в туры по всей России. (Принимать заграничные предложения они не могут – нет денег на дорогу.) Эти канатоходцы выигрывали призы в Дагестане и участвовали в соревнованиях в Москве. Чтобы достичь их уровня мастерства, требуются ежедневные тренировки и отменное врожденное чувство равновесия.

Говорят, что канатоходство в Дагестане изначально было способом добраться в отдаленные, изобилующие обрывами и скалами районы. (Дагестан означает «страна гор».) «Однажды, – рассказывает Гасанов, – Али крикнул своему соседу на другой стороне ущелья: “Эй, Ахмед, заходи в гости! Просто перекинь веревку и пройди по ней!”». Местный историк Сергей Манушев подтверждает эту теорию. «Канатоходство в Дагестане берет начало в XIX веке. Таким образом воины перемещались между скалами». Затем, в 1935 году, предприимчивые мастера из села Цовкра-1 превратили свое искусство в спектакль, который стал пользоваться успехом на свадьбах и местных праздниках.

MM8713_170507_3097.jpg
В перерывах между тренировками Ибрагим Халил Гасанов (слева) и Гасан Гитиномагомедов позируют фотографу в давно не используемом помещении филармонии, где они тренируются. Канатоходцы выступают в костюмах, восходящих к народной одежде, в составе труппы «Дагестанские орлы».

«Я занимаюсь этим 13 лет. И ни разу не упал!» – говорит 24-летний сын Гасанова Ибрагим, молодой человек с рельефным подбородком и темно-карими глазами, только что сплясавший джигу на натянутой проволоке.

– А ты не боишься упасть?
– Я никогда не боюсь! Никогда!

«Пока что, – вмешивается в беседу Гасанов, – слава Богу, ни один из моих учеников не падал! И мы верим, что Бог и дальше будет оберегать нас от этого». Увы, некоторые артисты все же падают, признает Гасанов: «Один из наших сорвался с семиметровой высоты, но он, перевернувшись в воздухе, приземлился на ноги. И даже помахал публике, прежде чем уйти со сцены!». Вот он, истинный дух представлений воспитанников Гасанова: под занавес его «Орлы» всегда элегантно делают сальто и машут зрителям.
рекомендации
Дрезден

Отправь другу открытку из Германии!

Звезда

«Сам я ничто, лишь простой смертный»: последний собиратель меда

Звезда

«Черт возьми, это же работает». Кто такие укротители дождя

Собака

Чемоданчик для путешествия c животным — что берем с собой?

Топор

Чем занимается эксперт по выживанию? Узнайте в нашем проекте с OneBlade!