Журнал №193, октябрь 2019
Жизнь планеты

«Миссионерская» позиция в сексе изобретена более 400 миллионов лет назад

22 октября 2014
/upload/iblock/9fa/9fadeb43dbcbef9c210b38ac81c65ad6.jpg
Примерно так выглядел самый древний в мире акт совокупления.
/upload/iblock/b66/b66d8cbf787dd17ba1c97fb9eea5e556.jpg
Профессор Джон Лонг, руководитель исследовательской группы, которая доказала, что древние рыбы размножались внутренним оплодотворением более 400 миллионов лет назад. Фото: Flinders University.
Ученым удалось проследить историю соития на многие миллионы лет назад. Первыми, кому было знакомо спаривание, оказались древние панцирные рыбы; делать они могли это исключительно в «миссионерской» позиции.
Панцирные рыбы царили на нашей планете в течение 70 миллионов лет и полностью вымерли около 350 миллионов лет назад. Изучая окаменелые останки, ученые раскрыли секрет их размножения. Происходило это классическим способом – путем спаривания двух разнополых особей. Однако исчезнув, панцирные рыбы «унесли секрет с собой»: следующие представители семейства рыб размножались нерестом. Исключением являются акулы и другие хрящевые рыбы, однако хотя для них и характерно внутреннее оплодотворение, их прямая связь с панцирными не доказана. Изучение половых функций панцирных рыб началось в 1930-х годах на примере обитавшей около 390 миллионов лет назад на территории современной Шотландии рыбы Rhamphodopsis. К 1960-м годам ученым удалось найти у панцирных рыб странные отростки, расположенные вблизи брюшных плавников, и определить, что плавательных функций они не несли. Доказать, что древние рыбы размножались внутренним оплодотворением (а, следовательно, эти отростки являются половыми органами), стало возможным лишь в 2008 году: австралийские ученые под руководством доктора Джона Лонга нашли прекрасно сохранившихся эмбрионов в останках древней панцирной рыбы Microbrachius dicki. Был даже обнаружен эмбрион с уже сформировавшимся L-образным придатком. Рыбы Microbrachius dicki достигали в длину около восьми сантиметров. Рядом с брюшными плавниками у самцов размещались небольшие L-образные отростки, способные выдвигаться вперед. У самок же была соответствующая им бороздка, а также специальные костные пластинки, в процессе спаривания зажимающие отросток. По мнению Джона Лонга, при наличии расположенных таким образом органов рыбы спаривались «лицом к лицу», в так называемой «миссионерской» позиции. И хотя в какой-то период акулы существовали на Земле одновременно с панцирными рыбами, размножаясь внутренним оплодотворением – их половые органы устроены иначе. Ученые склонны полагать, что акулы и панцирные рыбы были конкурирующими видами, с полной победой акул впоследствии. Однако панцирные рыбы появились на несколько миллионов лет раньше акул, что делает их первыми живыми существами, которым был знаком процесс совокупления в самом привычном понимании этого слова. Австралийские ученые из Университета Флиндерс не только обнародовали результаты своих исследований, но и создали фильм, в котором показали как выглядел первый в мире секс.