Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Модуль «Филы» прислал первые фотографии с поверхности кометы

13 ноября 2014
/upload/iblock/95d/95d113f92e160940bec264b8215674ac.jpg
Сегодня Европейское космическое агентство (ЕКА) обнародовала первый снимок, сделанный на поверхности кометы 67Р/Чурюмова-Герасименко модулем «Филы». Фото: ESA/Rosetta/Philae/CIVA.
/upload/iblock/ca9/ca9af9c7bb948b2c2a7886d65e1c4827.png
Этот снимок был сделан с «Филы» во время его посадки на поверхность кометы - с расстояния примерно 3 км до объекта. Фото: ESA/Rosetta/Philae/ROLIS/DLR.
/upload/iblock/6bb/6bb81769b4b844163b81322cbb6799c2.jpg
За день до назначенной посадки модуля «Филы» на поверхность кометы Европейское космическое агентство (ЕКА) обнародовало ранее не публиковавшиеся снимки кометы 67P/Чурюмова-Герасименко, сделанные аппаратом Rosetta во второй половине октября с расстояния менее 10 километров. Вот один из них. Фотография: ESA/Rosetta/ NAVCAM – CC BY-SA IGO 3.0.
/upload/iblock/77b/77b703f1b68e174ed2b1306709ecd1ad.jpg
Эта иллюстрация позволяет оценить примерные размеры кометы 67Р/Чурюмова-Герасименко. На этой картине ее размер сравнивается с размером центра Рима. Аналогичные иллюстрации были сделаны на примере четырех других европейских городов - Амстердама, Мадрида, Лондона и Дармштадта. В последнем расположен Европейский космический центр управления. Иллюстрация: Comet: ESA/Rosetta/Navcam; Map data ©2014 Google, Bluesky.
После полета на расстояние свыше 500 миллионов километров от Земли, занявшего десять лет, исследовательский модуль «Филы» впервые в мире совершил посадку на ядро кометы и прислал первые снимки с его поверхности.
Главная миссия «Розетты» – получение реликтового вещества Солнечной системы. Кроме того, планируется проверить гипотезы о возможности переноса кометами воды и макромолекул органики. Исследование сможет пролить свет на то, как зарождалась жизнь во Вселенной. По оценкам Европейского космического агентства (ЕКА), шансы на успешную посадку модуля «Филы» составляли 75%. В ходе полета зонда была сделана первая фотография кометы с высоты 3 километра. Сама посадка прошла мягко: примерно в 18 часов 35 минут по московскому времени зонд сел на комету 67Р/Чурюмова-Герасименко. Из-за удаленности от Земли сигнал был получен с 28-минутной задержкой. Однако, не обошлось без проблем. По основной версии, аппарат не смог сразу закрепиться на ядре кометы при первой посадке, он отскочил от нее и лишь потом снова сел на комету. Таким образом, технически, модуль совершил на комету посадку дважды. Спустя некоторое время после посадки сигнал с модулем был потерян: «Розетта» скрылась за горизонтом и не могла ретранслировать данные. Но сегодня утром связь была восстановлена. Сегодня в течение дня ЕКА обещает обнародовать новые фотографии, сделанные на поверхности кометы.