Журнал №193, октябрь 2019

Молочные моря

Софья Демьянец
10 января 2012
/upload/iblock/0cd/0cdead74f884084a54e781f1337c06b3.jpg
На снимке, сделанном с высоты 800 км, Стив Миллер обнаружил «молочное море» площадью 15,4 тыс. кв. км. Оно возникло в северо-западной части Индийского океана и продолжало светиться в течение трёх ночей. К слову, именно в этом районе было зарегистрировано большинство наблюдений «молочных морей».
/upload/iblock/1bc/1bc4229958208ba97f067ed13ef443d8.jpg
Бактерии Vibrio harveyi. По словам ученых, вероятно, из-за них образуются «молочные моря».
/upload/iblock/d5b/d5b1c6c36e2a9ef3f428dc894a1e3e1d.jpg
Свечение, которое можно наблюдать на волнах или следах от судов, создают микроскопические водоросли динофлагелляты. Оно похоже на свечение «молочного моря», однако непродолжительно и покрывает небольшие площади.
В океане иногда появляются «молочные моря».
Уже несколько лет ученые пытаются объяснить удивительный природный феномен – образование «молочных морей» в океане. Им удалось зарегистрировать около 235 наблюдений и получить снимок этого явления со спутника. Более того, неоднократно мореплаватели рассказывали о том, как их суда оказывались посреди обширных светящихся участков океана. Например, один капитан поведал исследователям, что его корабль, попав в «молочное море», смог выйти за его пределы лишь спустя 6 часов. Несмотря на то, что науке известно множество доказательств существования «молочных морей», ученым ещё не удалось найти объяснения этому феномену. До сих пор остается загадкой, каким образом возникает «молочное море». Ученый Стив Миллер из военно-морской исследовательской лаборатории Америки считает, что продолжительное свечение на крупных участках океана создается люминесцентными бактериями Vibrio harveyi. Похожее свечение на волнах и следах от судов образуют и микроскопические водоросли динофлагелляты. Однако оно длится недолго и покрывает, как правило, менее значительные территории. Конечно же, для озарения светом большой области океана плотность Vibrio harveyi должна быть крайне высокой. По подсчетам Миллера, «молочное море» на фотографии слева образовано 40 миллиардами триллионов бактерий. А это в 200 раз больше, чем обычный уровень всех живущих в океане микроорганизмов.