Журнал №192, сентябрь 2019

Охотиться можно звуковыми лучами

Наталья Иншакова
03 апреля 2015
/upload/iblock/79c/79c65f60d660bd64c6defd6d0a677b75.jpg
Морские свиньи напоминают небольших дельфинов. Автор фото: Elizabeth Weller.
Ученые из Дании выяснили, что морские свиньи, дельфины и киты используют сложную систему звуковых сигналов, догоняя жертву.
Исследователи из Орхусского университета изучили поведение морских свиней, обитающих в природном заповеднике у побережья Дании. Там они живут в условиях, максимально приближенных к естественным, и могут свободно охотиться на рыбу. Ученые надели на животных высокоточные звукоулавливающие устройства и поместили под воду специальные микрофоны, а затем провели серию экспериментов. Китовые и дельфины охотятся при помощи эхолокации: издавая разнообразные сигналы, они по отраженному эху определяют местонахождение и размеры потенциальной жертвы. Датские ученые сравнили испускаемую морской свиньей звуковую волну со светом фонаря. Для того, чтобы обнаружить машину на парковке, понадобится тонкий длинный луч, а чтобы найти в сумке ключи – короткий. Во время исследования выяснилось, что когда рыба находится далеко, животное испускает узконаправленный звуковой импульс, но как только она приближается, расширяет его фронт на 50%. Это происходит в одну секунду – подобно тому, как мы переключаем функцию «приближение» у фотоаппарата. В роли «тюнера» выступает особый орган, расположенный в лобной части головы. Ученые надеются использовать свое открытие для того, чтобы помочь морским обитателям избегать рыболовных сетей. Возможно, удастся оборудовать сети звуковыми устройствами, которые будут испускать особые волны, перекрывающие эхо-сигнал преследуемой рыбы.