Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Музыка плохо влияет на память пожилых людей

Наталья Иншакова
13 февраля 2015
/upload/iblock/9aa/9aa3b4162dae50f8f14c71aa220ed294.jpg
Фото: fotoimedia / The Moscow Times / Владимир Филонов.
После 50 лет запоминать информацию под музыку становится сложно, и с возрастом этот эффект только усугубляется.
Многие любят слушать ненавязчивую музыку во время работы или учебы: она помогает им сосредоточиться и не отвлекаться на внешние факторы. Но, как выяснили ученые из Технологического института Джорджии, пожилым людям лучше отказаться от этой привычки. Музыка и посторонние шумы плохо сказываются на их способности к запоминанию. Исследователи поставили эксперимент, чтобы выяснить, как влияет на память музыка и другие звуковые раздражители. Сначала они предложили участникам опыта посмотреть серию портретов с именами изображенных на них людей. Испытуемые должны были сказать, насколько лица, по их мнению, ассоциативно соответствуют именам. Затем портреты и подписи перемешали и попросили участников восстановить правильную последовательность. Этот эксперимент проводили несколько раз: в полной тишине, под аккомпанемент ненавязчивой инструментальной музыки и под звуки природы. В результате все участники признались, что любой посторонний шум мешал им запоминать лица и имена. Тем не менее молодые люди одинаково хорошо справились с заданием и в тишине, и под музыку, а вот результаты пожилых людей напрямую зависели от звукового сопровождения. Если тест сопровождался каким бы то ни было шумом, «успеваемость» снижалась в среднем на 10%. Одри Дуарт, один из авторов исследования, утверждает, что с возрастом у нас пропадает способность игнорировать посторонние звуки, а также ухудшается ассоциативная память. Ученые советуют пожилым людям не назначать деловые встречи в шумных кафе и не слушать музыку в автомобиле.