Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

На лыжах по Швейцарии

Александр Ельков
19 ноября 2009
/upload/iblock/45b/45bc06113d9e867afd75f793f787cc89.jpg
200 лет назад русской армии пришлось нелегко – погибло множество солдат. Сегодня часть того же самого пути можно проделать по канатной дороге над ледниками
/upload/iblock/8fc/8fc0839fcb34e4659bd480c97a307e21.jpg
Швейцарские Альпы богаты не только головокружительными спусками и тяжелыми переходами, но также и хрустально-чистыми озерами
/upload/iblock/4b2/4b2a1926881a3bd52ce4a19ff71e0b15.jpg
Мы старались представить себе, как все было тут 200 лет назад: как шли здесь изнеможенные люди, о чем думали, глядя на неприветливые скалы.
Корреспонденты NGT отправились на лыжах в Швейцарию, чтобы повторить поход русской армии Суворова. Во время путешествия они побывали на старинном военном объекте и устроитли ночевку на высоте 3000 метров.
За тоннелем под перевалом Фурка начался другой мир. Стоял еще сентябрь, но впереди лежала огромная, белая от свежего снега, слепящая глаза равнина. Путь лежал мимо городка Андерматт. И тут внезапно я понял, что едем-то мы по местам, о которых я когда-то читал, и здесь проходил Суворов во время перехода через Альпы. Тогда и родилась идея пройти на лыжах через перевалы, которые преодолели солдаты графа Суворова… Мы планировали повторить обходной маневр, который 200 лет назад по приказу фельдмаршала Суворова совершили русские егеря в Альпах под командованием князя Багратиона. Это была армия, основа которой – равнинные жители, впервые увидавшие горы. «Величайшей победой духа над материей» назвал Альпийский поход один из военных историков. Наша компания стояла прямо перед массивом Гемcшток. Эта гора возвышается над швейцарским курортом Андерматт и знаменита своими сложными трассами, на которых вырос олимпийский чемпион Бернхард Русси. Наша первая цель – спуститься сверху на перевал Сен-Готард. Но для этого нужно преодолеть перевал Селла (2703 м). Увы, нашего опыта ориентирования в Альпах не хватило, и мы вышли сначала на «ложный перевал». Исправление ошибки заняло немного времени. К двум часам поднялись на наш перевал и оттуда покатили вниз к безжизненному зимой, засыпанному снегом поселку на перевале Сен-Готард. С десяток домов, неуместные киоски кока-колы, скорбного вида памятники и ни одной живой души. Жутковато. Хотя бы сторож какой-нибудь выглянул! Хотя мы думаем, что за нами кто-то следил. Ведь Сен-Готард считается стратегическим объектом… Сам Сен-Готард, называемый сейчас в рекламных целях «сердцем Европы», – важный военный объект. Глубоко под перевалом жизнь на зиму не останавливается. Мирные швейцарцы только с виду занимаются сыром, шоколадом и часами. Под скалами Швейцария действительно похожа на головку сыра с дырками, начиненными отнюдь не мирными механизмами. Там спрятаны одни из мощнейших в мире укреплений, системы ходов, связанные с железнодорожными тоннелями, казармами, складами и прочими «мелочами» на крайний случай. Если после (не дай бог) атомной войны кто и выживет, то это будут тараканы и швейцарцы. На следующий день мы стартовали как раз от КПП форта Фоппа на южном склоне перевала. Это надземная часть укрепления, которому недавно исполнилось 140 лет. За толстенными бетонными стенами в земле спрятана целая крепость. С середины 80-х годов форт начали использовать как туристический объект, и с каждым годом туристов все больше, военных все меньше. На месте одной из подземных казарм в районе перевала сейчас гостиница. Во время 14-дневного Альпийского похода армии Суворова в 1799 году почти 20-тысячная армия прошла с боями через четыре высокогорных перевала, и еще четыре пройдены во время обходных маневров. Это были простые мужики с Рязанщины, увидевшие горы впервые в жизни… ПО СЛЕДУ ФРАНЦУЗОВ Визу в Швейцарию мы получали по приглашению мэра городка Андерматт Фердинанда Мухайма. Он, вероятно, главный энтузиаст суворовской темы в Швейцарии. Долгое время Фердинанд совмещал две должности: мэра Андерматта и главного мясника города. Магазин господина Мухайма расположен в самом центре, и мне приходилось видеть, как, едва помыв руки после перемешивания фарша, Ферди спешил к факсу, чтобы отправить какой-нибудь официальный документ. И затем, сняв белый халат, оказывался в парадном костюме, надетом по случаю важного совещания. Наша гостиница – под самым перевалом Фурка (2431 м), на котором стояли в 1799-м французы. Позавтракав, мы вышли на первый серьезный ски-тур. Сначала нас ждал подъем на перевал Биленлюкке (около 2900 м). День был ясный, и мы видели сразу несколько групп, двигавшихся в разных направлениях. По пути нас обогнала элегантная девушка в современном спортивном костюме. И даже камчатские супермены из нашей группы не смогли поймать ее рывка. С перевала она моментально ушла на спуск, и потом мы видели ее далеко-далеко поднимающейся уже на новый перевал. В Швейцарии не было, пожалуй, более тяжелой ситуации, чем сложившаяся 210 лет назад. В течение года 200 тысяч иностранных солдат сражались между собой на территории маленькой страны, без конца обирая местное население и жестоко расправляясь с местными жителями за любую попытку проявления недовольства. Военные кампании так напугали швейцарцев, что по окончании европейской войны по их требованию на Венском конгрессе в 1815 году за страной закрепили «вечный нейтралитет». Но вот Суворова швейцарцы за что-то полюбили. И позволили князю Сергею Голицыну построить памятник у Чертова моста. Работы по возведению 12-метрового креста были завершены в 1898 году. Через сто лет появился памятник на перевале Сен-Готард, чуть позже – бюст у его подножия и небольшой памятник в Эльме. Кроме того, в Нетстале памятник установлен возле входа в ресторан у так называемого Суворовского родника. Пять памятников иностранному полководцу в стране, которая не хотела ставить первый из них, ссылаясь на конституцию. ЧЕРЕЗ КИНЦИГ-КУЛЬМ Суворовская армия поднималась на перевал Кинциг-Кульм (2073 м) несколькими колоннами и разными путями. С тех пор в этой стране инфраструктура туризма значительно улучшилась, и нижняя часть маршрута преодолевалась нами по канатной дороге. От селения Штальден шестиместная кабинка поднимает до станции Билль, сразу на высоту 1637 м. Здесь находится небольшая горнолыжная станция. Путь подъема на перевал проходит не по летней тропе, которая более подвержена лавинной опасности, а заходит на седловину с востока. На седловине – мемориальная табличка, навес с книгой для записей. Рядом – новая спасательная хижина, построенная в 1998 году. Ключ от нее вставлен в замок, внутри чистота. Это приют на случай внезапного изменения погоды. Дальше длинный, километров на семь, спуск волнами уходит в долину реки Муота. Внизу женский монастырь, знаменитый тем, что именно здесь Суворов узнал, что союзные войска, на соединение с которыми он шел, потерпели сокрушительное поражение. Как самые священные реликвии в монастыре хранят книгу с дневниковой записью о приходе русской армии и мебель в той самой комнате, где ночевал Александр Васильевич. НА ПЕРЕВАЛЕ ПАНИКС Последний и самый сложный перевал на всем суворовском пути – Паникс. Его, кстати, изобразил Суриков на историческом полотне. Для истощенной армии этот период – страшное испытание. В тот день шел снег и разглядеть что-либо впереди было сложно. Кто-то, лишившись сил, оставался лежать на склоне, кто-то, оступившись, падал вниз. Участок, с которого рисовал картину Суриков, не слишком опасен. Спуск не составляет труда, однако чуть ниже тропа вырублена в вертикальной скале и к тому же пересекается с лавино­опасными желобами. Зимний подъем на перевал Паникс и в наши дни производит впечатление. Он проходит по глубокому ущелью, окруженному мощными скальными стенами. Стены украшены гигант­скими снежными узорами, которые нарисовала природа. То там, то тут регулярно сходят снежные лавины. До нашего пути они не доходят и реальной опасности не представляют. На подъем к седловине перевала (2407 м) у нас ушло 2,5 часа (4,5 по путеводителю). Я даже сдерживал группу, хотелось растянуть удовольствие общения с историческими местами. Сознание пыталось установить связь с подсознанием – как же все это было? Какие они были – те солдаты, что говорили, что думали, глядя на неприветливые скалы, навалившиеся на узкое ущелье? Как ждали они, когда же кончится этот бесконечный, изматывающий подъем! На перевале – небольшая хижина. Нары с матрасами, стол, некоторое количество продуктов, оставшееся от предшественников, и даже бутылка вина. Мы решили конфисковать ее на правах прямых потомков прославивших эти места наших соотечественников. Тем более что в толстенной книге визитеров, ведущейся с 1990 года, так и не нашли ни одной русской записи. Торжест­венно ставим подписи, пьем вино, закусываем – и надо идти вниз. Впрочем, не вниз, а вверх. Чтобы спуститься с перевала, нужно немного подняться по гребню и перейти в соседнюю долину. Дальше был роскошный спуск, завершившийся достаточно неприятным блужданием по лесу… Мы выбрали самый длинный путь спуска, с траверсом хребта и выходом к зоне катания горнолыжного курорта Лаакс (Белая арена). Вышли поздно, потому что ехали на автобусе из самого Андерматта, однако до темноты успели добраться до горнолыжных трасс. Казалось, все сложности позади, но вдруг выяснилось, что компоновка трасс Лаакса весьма своеобразна. Между верхней зоной катания и нижней туристы передвигаются здесь только на подъемнике. Трассы не было, вскоре не стало и сил у налобных фонарей. И вечер был под стать, не припомню в своей жизни такой темноты – просто лыж под ногами не было видно. Спускаемся больше соскальзыванием, волочимся по какому-то оврагу в надежде, что вот-вот выйдем куда-нибудь. А на стоявших сбоку горах гремела музыка, шло какое-то непонятное гулянье. Позже выяснилось, что на курорте проводился ежегодный сноубордический фестиваль. И, добравшись в середине ночи донизу, мы попали на фестивальное веселье. Суворовские перевалы пройдены, можно искать новую историю. Швейцария АЛЬПИЙСКИЕ КЛУБЫ Чтобы стать членом немецкого Альпий­ского клуба, достаточно обратиться в любую городскую секцию DAV. Например, в мюнхенскую: iwaschur@mail.ru. Годовая семейная карта – 99 евро. Включает скидки на проживание в хижинах, на вход в музеи, в прокатах (­ищите ­эмблему DAV) и главное – бесплатные спасательные работы любой сложности в горах. Лечение не входит. Адрес немецкого Альпийского клуба: www.alpenverein.de. Для получения информации можно обратиться в Российский клуб любителей ски-альпинизма. info@risk.ru ДОРОГА Лететь лучше прямым рейсом до Женевы или Цюриха. Виза теперь шенгенская, как и по всей Европе. Расписание внтуреннего транспорта страны можно посмотреть тут: www.sbb.ch. По приезде советуем купить проездные билеты Swiss Pass. Они дают возможность свободно передвигаться по всей стране в течение 4, 8, 15, 22 дней или 1 месяца. Проездные действуют на панорамных маршрутах и на всех видах общественного транспорта в 37 швейцарских городах. Дают скидки на экскурсии на горные вершины и канатные дороги горнолыжных курортов.