Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

На машине: Дорожная ситуация

Евгений Константинов
21 сентября 2009
Мы подробно рассказываем о путешествиях на автомобилях: когда и куда ехать, что брать с собой, где питаться, как ориентироваться на местности и какие именно документы нужны, чтобы выехать на машине за границу.

Куда, когда и зачем

Автомобильный туризм замечателен тем, что позволяет планировать поездку в любое удобное время и останавливаться в пути где захочется. С путешествием на колесах легко сочетаются другие интересы: краеведение, история, спорт, фотография – идея у путешествия может быть любая. Отправляясь на автомобиле, вы существенно экономите, если сравнивать с поездками на любом другом транспорте (дешевле разве что велосипед, но уж очень медленно). Правда, стоит помнить, что двухдневный автопробег по Подмосковью и месячный тур по Европе потребуют совершенно разной экипировки и подготовки. Следует учитывать сезонные особенности дороги – поездка по зимней дороге сложнее, чем путешествие в теплое время года. Хотя если вы в себе уверены – почему бы и нет.

На чем ехать

Для конкретного маршрута предпочтителен определенный тип автомобиля. Для дальних переездов по трассе, особенно зимой, лучше подойдет крупная машина. Во-первых, она вместительнее, а во-вторых, чем длиннее база (расстояние между осями), тем стабильнее автомобиль держит дорогу и, следовательно, меньше утомляет водителя. Разница в управлении короткими и длинными машинами особенно заметна на разбитых дорогах и в гололед. С другой стороны, если цель – вояж по старым европейским городам, то все неудобства на шоссе (к слову, не такие и большие с учетом качества дорог, уровня придорожного сервиса и расстояний между городами) маленький автомобильчик отлично компенсирует маневренностью на тесных улочках. Что касается марок, то все зависит от личных предпочтений, но в любом случае, когда вы вдалеке от дома, надежность машины и распространенность запчастей куда важнее внешности и даже комфорта в салоне.

Что брать с собой

Во-первых, все документы и принадлежности, обязательные по ПДД. Во-вторых, полноценное запасное колесо и необходимые для замены инструменты. Если штатный домкрат недостаточно устойчив на неровной поверхности, его лучше заменить универсальным гидравлическим – мало ли на какой обочине придется менять колесо. Обязательно возьмите с собой буксирный трос длиной 5–6 м, только не металлический – чтобы он мог гасить неизбежно возникающие при буксировке рывки. Важно: автомобили с АКПП можно буксировать не более чем на 50 км со скоростью не выше 50 км/ч, иначе сломаете коробку передач. Набор инструментов хорош для тех, кто умеет им пользоваться. Впрочем, если вы планируете путешествовать далеко, да еще и по российской глубинке, то научиться ремонту в минимальном объеме будет совсем не вредно. Разумеется, понадобится и набор запчастей, необходимых для поддержания автомобиля в форме.

Питание

Путешествуя по федеральным и областным дорогам, можно, в прин­ципе, не беспокоиться о питании. На этих трассах кафе попадаются часто, большинство из них вполне пристойны с точки зрения гигиены и кулинарии. Лучше всего о гастрономических особенностях той или иной трассы знают водители-дальнобойщики. Лучшие заведения на маршруте определить просто – возле них много грузовиков. Впрочем, прихватите с собой примус, в этом случае устроить обед или ужин можно в любом месте, которое вам приглянулось. Стоит позаботиться и о запасе питьевой воды, которая обязательно должна быть в машине. Если в машине ребенок, подумайте о детской еде с запасом.

Сколько ехать за день

Вопрос зависит и от цели поезд­ки, маршрута, состояния дороги, и от количества сменных водителей, водительского опыта, и, соб­ственно, от машины. Осматривая по пути достопримечательно­сти, вряд ли вы продвинетесь в сутки вперед дальше, чем на 300 км. С другой стороны, при благоприятных условиях и целеустремленности можно пройти и тысячу. Больше для одного водителя в многодневном пробеге уже тяжело – особенно по нашим разбитым и извилистым дорогам.

Спать или не спать?

Если водителя начинает клонить в сон, независимо от времени суток, его необходимо сменить, дать возможность отдохнуть. Когда водитель один, надо остановиться. Можно, конечно, завести бурный диспут на острые темы, начать грызть сушки или поливать лицо водой – это на некоторое время бодрит и позволяет проехать еще час-полтора. Но не больше. По большому счету, бороться со сном не только бесполезно, но и опасно. В длительных поездках с насыщенной программой и ежедневными перемещениями между городами у автотуристов постепенно и непроизвольно накапливается усталость. Раз в три-четыре дня очень полезно устраивать стоянку без переездов, чтобы была возможность поспать и отдохнуть. Однако если на дороге не предполагается остановок и часть пути (до 1500 км) – неинтересный перегон, можно постараться проехать его на одном дыхании, не останавливаясь на ночевку.

За границу

Чтобы выехать за рубеж, помимо загранпаспорта с визой и иных положенных в таком случае документов автомобилисту потребуется международная страховка гражданской ответственности, так называемая «зеленая карта». Проще ее приобрести прямо перед пограничным пропускным пунктом. Страховка по Европе на две недели обойдется в €15–20. ПДД и таможенные особенности страны лучше изучить заранее.

Навигация

Несколько поколений автотуристов прекрасно обходились бумажными картами – и отлично добирались до нужного места. В наши дни уже принято пользоваться GPS-навигаторами. Правда, безоговорочно надеяться на электронику пока еще нельзя, по крайней мере в России. Если большая часть Европы прописана в GPS-картографии буквально до дома, то у нас огромные куски территории – белые пятна. Так что в России без дорожного атласа все равно не обойтись. Но имейте в виду, что и в электронных, и в бумажных картах возможны ошибки.

Вне асфальта

Особняком стоят внедорожные маршруты: понадобится джип. Если ехать предстоит по проселочным дорогам, лучше переобуть автомобиль в грязевые шины с крупными раздельными шашками протектора и маркировкой МТ. Желательно, чтобы внешний радиус и ширина колес были максимально возможными для вашей машины. Чем больше наружный размер колеса, тем больше у него площадь контакта с поверхностью, а на слабых грунтах это имеет решающее значение (именно поэтому, кстати, на бездорожье рекомендуется снижать давление в шинах до 1 атмосферы). И еще – даже при наличии лебедки всегда берите с собой штыковую лопату и длинный рывковый трос. Ну и разумеется, компрессор – мощнее и производительнее, чем для легковой машины.