Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

На Земле может не остаться пчел

27 ноября 2014
/upload/iblock/6d9/6d93d35f167ac46f75bdcdae332c4b56.jpg
Ученые сделали неутешительный прогноз: в течение этого столетия мы останемся без пчел и без меда. Автор фото: Rakib Hasan Sumon.
Пчелы оказались на грани вымирания: угрозу для них представляют экзотические паразиты в сочетании с изменением климата. К такому выводу пришли исследователи из Королевского университета в Белфасте.
Они зафиксировали стремительно растущую угрозу для пчел со стороны внутриклеточных паразитов Nosema API и их ближайших родственников Nosema ceranae. Эти эукариотические организмы, относящиеся к царству грибов, были открыты в 1996 году в Азии, но теперь, из-за изменения климата, они встречаются по всему миру. Ученые рассматривали популяцию пчел в Великобритании, однако проблемы характерны и для других стран. Результаты их недавней работы были опубликованы в научном журнале Proceedings of the Royal Society B. Ранее, в 2004 году, аналогичные исследования провели испанские ученые. 90% из 3000 образцов с пчеловодческих хозяйств, где были отмечены массовые случаи гибели пчел, оказались тогда заражены паразитами. Открытие британских ученых состоит в том, что Nosema ceranae является крайне живучим организмом: мигрировав из Азии, он научился отлично приспосабливаться к холоду. На руку ему играет и глобальное потепление: в этих условиях паразит размножается особенно активно. Именно поэтому, если влияние Nosema API на пчел ограничено теплыми регионами, то Nosema ceranae можно встретить практически по всей Европе и в США. Проникая в улей, паразиты заражают личинки и питательную среду; это приводит к невозможности колонии пчел перезимовать, и они погибают. Средств борьбы с Nosema ceranae, между тем, нет. Ученые, одновременно, подчеркивают, что пчелы уже сейчас являются крайне уязвимыми насекомыми: огромный вред им наносят пестициды, которыми опрыскивают поля. Любые новые средства, которые можно было бы применять против Nosema ceranae, могут губительно сказаться и на медоносных насекомых. В рамках сценария, спрогнозированного исследователями, пчелы могут исчезнуть с лица Земли в течение ближайшего столетия.