Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Находка археологов проливает свет на отношения древних людей

30 января 2015
/upload/iblock/af6/af64425d18e0672f2979215fdd58cb25.jpg
Пещера Мано. Фото: Simon Fraser University.
В Галилее – исторической области на севере Израиля – были обнаружены останки человека, жившего примерно 55 тысяч лет назад и, одновременно, сочетавшего черты как неандертальца, так и Homo Sapiens.
Раскопки проводились специалистами Университета Тель-Авива в пещере Мано, которая, в свою очередь, была открыта сравнительно недавно: в 2008 году во время строительных работ. Археологические исследования ведутся здесь с 2010 года. Установлено, что пещера Мано заселялась дважды: первыми современными людьми примерно 120-90 тысяч лет назад, а затем предками современных жителей Европы (кроманьонцами) около 55-45 тысяч лет назад. Ученые ранее лишь предполагали, что люди современного типа и неандертальцы могли жить в одном и том же месте и в одно и то же время. Новая находка отвечает на этот вопрос. Найденные останки (в частности, череп) сочетают черты разных видов древних людей. По форме череп ближе всего к кроманьонцам, однако имеет меньший объем мозга (1100 см³ против 1400-1900 см³). Для неандартальца этот показатель выше, а для современного человека – ниже. Кости черепа – тонкие, что характерно для более позднего вида. Однако ряд признаков ученые называют «архаическими» и относят к неандартальцам. Это первое достаточно убедительное свидетельство того, что неандертальцы и кроманьонцы не только жили рядом друг с другом, но и вступали в контакты. Окончательное подтверждение может быть получено, если ученым удастся выделить фрагменты ДНК и сравнить с неандертальским геномом. Но уже сейчас в историю пути миграции современного человека из Африки вписана новая глава.