Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Наш общий виртуальный мир

29 октября 2013
/upload/iblock/c69/c6916ac568bec7ecee1dc2f4104da2d2.jpg
Майкл Кристофер Браун, Китай, 2010 год. Браун одним из первых среди фотокорреспондентов стал использовать камеру смартфона: ему нравится, что телефон позволяет слиться с толпой. Его снимки с iPhone из Ливии и других горячих точек опубликованы по всему миру.
Фото: Майкл Кристофер Браун
/upload/iblock/da4/da47bbe85acc4ed06f537d8333d3a1dc.jpg
Коринн Вионне, Греция, 2006 год. Швейцарская художница Вионне выискивает сайты, где люди делятся своими фотовпечатлениями от поездок, и на компьютере сшивает вместе сотни снимков. Поскольку большинство из них сделаны с одного и того же ракурса, ее обобщение отражает наше коллективное восприятие таких легендарных памятников, как Парфенон.
Фото: из книги Коринн Вионне Photo Opportunities («Фотовозможности»)
/upload/iblock/f81/f8187bc2cba893843369f24a7befce20.jpg
Фото: Джейн Хан
/upload/iblock/6ff/6ffe8ca0a5507bab2990bd997268fff1.jpg
Фото: Чарли Шумейкер
/upload/iblock/72b/72b9f7295e00e41e2315110fd67535b2.jpg
Фото: Гленна Гордон
/upload/iblock/946/94615fce02de65ac9260ad11814216d4.jpg
Фото: Холли Пикетт, Redux
/upload/iblock/6ac/6acb0dfed04a34fa48033aa0fe548b42.jpg
Фото: Лора Эль-Тантави, VII Photo Mentor Program
/upload/iblock/676/67623c76db3073b7dc8ae8f50542f8cb.jpg
Фото: Шэннон Дженсен
/upload/iblock/788/788a966a2c1f71f7f951217f128a97ac.jpg
Фото: Чарли Шумейкер
/upload/iblock/676/6768b9e3d3cf31475e2f07b289c86bf9.jpg
Фото: Лора Эль-Тантави, VII Photo Mentor Program
/upload/iblock/5bd/5bd8d60511fd0be879cb850f126c5c8d.jpg
Фото: Холли Пикетт, Redux
/upload/iblock/2f3/2f36c113c0783f633d9fd4ce57f37c6f.jpg
Группа фотографов пишет фотолетопись африканских будней – Everyday Africa – на ленте Instagram.
Фото: Николь Собекки
/upload/iblock/a2d/a2d208958f1280371ff80c6cad61aa51.jpg
Ноа Фужер, Уотертаун, Массачусетс, 2013 г. Пока полиция искала подозреваемых во взрыве на Бостонском марафоне, «журналисты из толпы» держали мир в курсе событий. Простота, с которой можно выложить фотографию на всеобщее обозрение, меняет сущность профессии.
/upload/iblock/dc0/dc07ee368045aa1e8d30b96928707c41.jpg
Балаш Гарди, Кабул, Афганистан, 2011 г. Для проекта Basetrack Гарди и три других фотографа отправились с морскими пехотинцами США на театр военных действий и фотографировали, используя приложения для iPhone. В социальных сетях они делились снимками с друзьями и семьями пехотинцев, а также со всеми желающими.
/upload/iblock/6cb/6cb152a25c4e5f26e4774e4939ba29d3.jpg
Бенджамин Лоуи, Кони-Айленд, Нью-Йорк, 2012 г. Во время урагана Сэнди новостной портал Time на своей социальной ленте Instagram обратился к пяти фотографам, попросив их запечатлеть катастрофу. Новый подход позволил избежать проблем, связанных с перебоями электричества.
Фото: Репортаж Getty Images
/upload/iblock/5ca/5ca45d560b755071ff1200d156959563.jpg
Джон Рафман (Rv888), Финнмарк, Норвегия, 2010 год. Канадский фотохудожник Рафман прочесывает приложение Street View на Google Maps в поиске необычных кадров – вроде северного оленя, скачущего вдоль шоссе. В галереях эти снимки вызывают у зрителей вопрос: что есть сегодня фотограф?
Фото: Google Maps/Джон Рафман, Галерея Zach Feuer, Нью-Йорк+B.Gallery, Лос-Анджелес
/upload/iblock/4e8/4e82b22a976bad4d09d1564171458533.jpg
Фото: Гленна Гордон
/upload/iblock/9e4/9e48f75cb7052239dabbd76f8f2e74f0.jpg
Фото: Гленна Гордон
/upload/iblock/4b5/4b5f68fbad53da918ec4cf2754433d3a.jpg
Фото: Чарли Шумейкер
/upload/iblock/d36/d3677b7518b571d4f104baf9d5f84418.jpg
Фото: Гленна Гордон
/upload/iblock/e9b/e9b7c0b4863d10ce72e5835263b8ac5e.jpg
Фото: Чарли Шумейкер
/upload/iblock/4b9/4b99c29d355ff44dbfeff16cc9cbb505.jpg
Фото: Чарли Шумейкер
/upload/iblock/5b4/5b483f6a093a035c331fa032a6839a14.jpg
Фото: Питер Дикампо
/upload/iblock/eb3/eb3eb4d817d18587c376ec848e7526b7.jpg
Скотт Стразанте, Чикаго, Иллинойс, 2012 г. Фотокорреспондент Chicago Tribune, лауреат Пулитцеровской премии Стразанте, загружает рабочие снимки с телефона в блог Shooting From the Hip («Съемка от бедра») той же газеты.
/upload/iblock/307/3074d411d6914a8049f361c37fd49b55.jpg
Фото: Остин Меррилл
С появлением цифровой фотографии все мы теперь фотографы.
 Выдержки, диафрагмы и скорость съемки: прежде чем мечтать о захватывающем снимке, еще недавно новичкам нужно было освоить матчасть. Теперь же бум на приложения для смартфонов всех нас сделал фотографами и, как нам кажется, неплохими. Во всяком случае, камеры в телефонах уже конкурируют по качеству изображений с цифровыми фотоаппаратами среднего класса. Простота фотосъемки распалила нашу неутолимую жажду запечатления обыденности. Мы документируем будни с маниакальной настойчивостью, будь то снимки нашего завтрака, нашего кота или завтрака нашего кота. Вместо того чтобы вклеивать фотографии в альбомы, мы делимся ими, «лайкаем» и комментируем вместе с друзьями и незнакомцами со всего мира. Даже фотокорреспонденты экспериментируют с мобильными телефонами, потому что с малозаметным устройством проще поймать неожиданный момент. Интернет же позволяет обходить традиционные медиа-рынки и собирать огромные зрительские аудитории в социальных сетях.
Теперь бум на приложения для смартфонов сделал нас фотографами и, как нам кажется, неплохими.
Правда, при такой скученности в сети ни одно изображение не остается в центре внимания надолго – тогда как фотография Ника Ута (1972 год), где девятилетняя Ким Пхук, обгоревшая от напалма, голой бежит по дороге, будоражит воображение и спустя десятилетия после войны во Вьетнаме. А снимок Эдди Адамса (1968 год), на котором южновьетнамский генерал в упор расстреливает пленного вьетконговца (сторонника коммунистов), изменил на Западе общественное мнение о войне и, возможно, повлиял на ход истории. Но если сегодня куда меньше знаковых фоторабот, то вовсе не из-за того, что хороших снимков стало меньше, – напротив, их стало слишком много. И теперь, случись ли демонстрация на площади Тахрир в египетской столице или торнадо в Оклахоме, часто простые прохожие с мобильными телефонами, а вовсе не фотокорреспонденты делают первые новостные кадры. Качество все еще имеет значение, но ценится ниже, чем оперативность получения информации. Все это заставило новостные порталы менять профессиональные стандарты, привлекая журналистов из народа. Если до появления цифровых изображений большинство людей считало фотографию точным отражением реальности, то сегодня любой снимок можно отредактировать так, что без специальной техники его исходник не определить. Обычный зритель лишается возможности оценить достоверность кадра и может полагаться лишь на репутацию портала новостей, журнала, газеты или репортера. Впрочем, улучшенная версия реальности – это не всегда плохо. Снимки можно сделать более насыщенными, яркими, тусклыми и даже поцарапать, чтобы получить искусные, гиперреальные псевдовинтажные фотографии – репортеры, использующие фотоприложения, превращаются в фотохудожников. Конечно, квазивинтажные изображения романтизируют войну, представляя ностальгическую аллюзию на битвы прошлого и отдаляя зрителей от военных реалий. Такие снимки скорее передают ощущения человека, смотрящего в объектив, чем документируют то, что происходит перед камерой. Но фотография всегда была гораздо субъективнее, чем мы предполагаем, и каждый снимок – это результат череды решений фотографа: где стоять, какую линзу использовать, что оставить в кадре, а что обрезать. Становится ли фотография менее правдоподобной после цифровой обработки? Кого считать автором фотоработы, если чужой снимок извлечен из глубин интернета и обработан до неузнаваемости? А, может быть, автоматические аппараты вообще в фотографах не нуждаются? Камеры слежения, спутники и планетоходы, оснащенные аппаратурой для съемки в любом режиме, обеспечивают нас не менее интересной визуальной информацией, чем профессиональные фотографы. Есть что-то мощное, свежее и возбуждающее в охватившем общество эксперименте, к которому нас подталкивает цифровая эра. С новыми инструментами стало проще рассказывать свою историю – каждому из нас. Многие профессиональные журналисты часто зацикливаются на одних и тех же сюжетах, освещая выборы, законопроекты, войны, голод и катастрофы. При этом они упускают из виду менее зрелищные кадры повседневной жизни, которые могут быть столь же интересными. Вообще же, доступность фотографии может пойти на пользу демократии как таковой. Сотни миллионов потенциальных гражданских репортеров делают самые отдаленные уголки планеты ближе и заставляют политических лидеров отвечать за свои слова. От Тегерана до площади Таксим в центре Стамбула люди теперь могут показать миру, чем они недовольны, и режимам становится все сложнее скрывать происходящее. Если у каждого есть камера, следить может не только Большой Брат.
Есть что-то мощное, свежее и возбуждающее в охватившем общество эксперименте, к которому нас подталкивает цифровая эра.
Наш образ жизни меняется вместе со способами ее восприятия. Не исключено, что на наших глазах рождается универсальный визуальный язык, который сможет повлиять на характер общения людей – друг с другом и с миром. А дальше все будет, как с любым языком: одни станут слагать на нем стихи, другие – составлять списки покупок. Непонятно, приведет ли расцвет цифровой графики к более тонкому восприятию событий или же сделает нас невосприимчивыми к самым глубоким эффектам, которые может произвести хорошо сделанный снимок. Но перемена необратима. Будем надеяться, что миллионы новых фотоизображений помогут нам увидеть то, что нас роднит, а не разделяет.