Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Нынешняя осень богата на северное сияние

01 ноября 2013
/upload/iblock/e9a/e9aea0b02caa372c596f81d0244ec831.jpg
Осень – хорошее время для съемок полярного сияния: зимой на открытом воздухе мёрзнут не только люди, но и штативы (иногда у них трескаются пластмассовые детали), поэтому в те редкие года, когда небо озаряется всполохами так рано, упускать эту возможность не стоит. Автор фото: FairbanksMike.
По прогнозам ученых, в этом году полярное сияние будет особенно ярким, что связано с 11-летним циклом солнечной активности. Уже в октябре полюбоваться этим красочным явлением было можно в Финляндии, Карелии и ряде других регионов; притом сезон «красочного неба» продолжается.
Полярное сияние – это свечение верхних слоев атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. Сияние возникает в результате бомбардировки верхних слоев атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле из области околоземного космического пространства. Длительность полярных сияний составляет от десятков минут до нескольких суток. Сейчас Солнце находится на пике своей активности, поэтому на его поверхности будет много пятен, возможны вспышки, из-за которых на Земле могут возникать магнитные бури и полярные сияния. Это уникальный период, когда полюбоваться полярным сиянием можно не только в таких традиционных регионах, как Скандинавия или Карелия, но, например, и на широте Казани. И если небо над Татарстаном озарится сиянием в ноябре, то на севере наблюдать это явление было возможным уже в октябре. Так, вечером 30 октября в Мурманске, а позднее в Петрозаводске и Санкт-Петербурге магнитная буря сопровождалась серией полярных сияний. А сейчас на пути к Земле находится очередное облако плазмы от Х-вспышки, произошедшей 28 октября. По расчетам ученых, оно достигнет Земли в ближайшее время, что должно привести к новой магнитной буре и ярким всполохам на небе. Чтобы сфотографировать полярное сияние, необходимо выполнить ряд условий. В кадр должно попасть максимально большое пространство на небе - следовательно, нужно, чтобы у камеры был широкоугольный объектив. Считается, что снимать атмосферные явления лучше всего при фокусном расстоянии объектива менее 20 миллиметров. Кроме того, в камере должна быть возможность ручной установки параметров съемки. Один из рекомендуемых вариантов настроек: диафрагма 2,8, выдержка - на 15-20 секунд, или же диафрагма 4 с выдержкой 30-35 секунд. Светочувствительность (ISO) устанавливается на 400 единиц, баланс белого – «дневной свет», расстояние – «бесконечность».