Журнал №192, сентябрь 2019
Жизнь планеты

О комете 67/P Чурюмова – Герасименко стало известно намного больше

27 января 2015
/upload/iblock/20d/20d53591d73d0c8fcd15ea3f7ad6a65e.jpg
Фото: ESA/Rosetta/NAVCAM – CC BY-SA IGO 3.0.
Обнародованы первые анализы структуры кометы 67/P Чурюмова – Герасименко. Данные были получены при помощи модуля «Филы» космического аппарата «Розетта», приземлившегося на комету в конце прошлого года.
В общей сложности было отснято около 70% поверхности кометы; «невидимым» остался район южного полушария, который с момента прибытия «Розетты» еще не освещался Солнцем. Ученые смогли уточнить параметры небесного объекта. В частности, размеры его «головы» составляют 2,6×2,3×1,8 км, «тела» - 4,1×3,3×1,8 км, общий объем – 21,4 км3, а масса достигает 10 миллиардов тонн. «Тело» и «голова» похожи по составу. Предположительно, в прошлом это было одно небесное тело, которое с течением времени разрушалось, достигнув постепенно своей нынешней формы. Но астрономы не исключают и альтернативный сценарий, согласно которому ядро могло образоваться в результате столкновения двух тел. Было получено значение плотности вещества: 470 кг на 1 куб. м – таким образом, комета имеет высокую, до 80%, пористость. На поверхности было выделено 19 областей, отличающихся по внешним признакам (пыль, скалы, впадины, гладкая поверхность и так далее). Высота некоторых гор достигает 900 метров, глубина впадин - до 230 метров. Неожиданным стал результат измерения альбедо (характеристика диффузной отражательной способности поверхности) – 4-6%. Таким образом, комета 67P/Чурюмова-Герасименко является одним из самых темных объектов в Солнечной системе. Для сравнения: соответствующий показатель Земли – на уровне 30-35%, Венеры – 75%, а самым ярким объектом считается спутник Сатурна Энцелад (99%). 6%-ное альбедо исследуемой кометы указывает на наличие сульфидов железа и других минералов при небольшом содержании (или полном отсутствии) водяного льда во внешних слоях грунта. Было установлено наличие на комете сложных органических (углеродосодержащих) соединений, в том числе карбоновых кислот. Это может говорить о том, что она намного старше других комет и образовалась гораздо дальше от Солнца, чем было принято считать. А анализ водяного пара показал, что соотношение дейтерия, то есть тяжелого водорода, к обычному водороду H1 в комете гораздо выше, чем на Земле. Это опровергает гипотезу, связывающую появление океанов на нашей планете с кометами. Анализ данных, полученных с помощью миссии «Розетты», продолжает вестись; результаты исследований публикуются на сайте Европейского космического агентства, в Nature, Science и других научных журналах.