Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Обезьяны приплыли в Америку на бревнах

10 февраля 2015
/upload/iblock/179/17946042473c7050016d70cdef164f74.jpg
Фото: Phil King.
Ученые обнаружили на берегу Амазонки в Перу окаменелости древнейших обезьян, переплывших Атлантический океан на бревнах. Произошло это около 36 миллионов лет назад.
В прошлом Южная Америка была изолированным континентом. До образования Панамского перешейка, что произошло около 3 миллионов лет назад, ее оригинальную фауну представляли сумчатые, нотоунгуляты (вымерший разветвленный отряд млекопитающих) и неполнозубые (сестринская группа для отряда броненосцев). Здесь также обитал ряд плацентарных млекопитающих – таких, как предки современных грызунов и приматов. По мнению ученых, они попали на континент путем трансатлантической миграции, но точные временные рамки для этого события известны не были. Недавнее исследование провели специалисты из Музея естествознания в Ла-Плате (Аргентина) и аналогичного учреждения в Лос-Анджелесе (США). Новый вид ископаемого животного получил название Perupithecus ucayaliensis (перупитек укаяльский: от греческого «питек» (pithecus), а также страны и региона, где была сделана находка: Укаяли, Перу). Исходя из хорошо сохранившихся зубов, палеонтологам удалось смоделировать внешний облик древней обезьяны. Предположительно, перупитек обладал туловищем длиной не более 27 сантиметров и внешне напоминал современных мелких обезьянок семейства игрунковых (тамарины). Ранее в Боливии были найдены останки ископаемых обезьян возрастом около 26 миллионов лет, но перуанская находка старше на десять лет. Сравнивая окаменелости, ученые обнаружили сходство трех верхних коренных зубов с зубами древних приматов Talahpithecus, живших в Ливии около 30-40 миллионов лет назад. Это доказывает факт миграции обезьян из Африки в Южную Америку, а также указывает на время этого «путешествия».