Жизнь планеты

30 апреля 2016
/upload/iblock/45f/45ff5b4fc022b435faecc3a98e95905b.jpg
Фото: Вячеслав Кузнецов
/upload/iblock/ec3/ec365be4138fd832b3563041db5c7cd7.jpg
Дождевая вода, просачиваясь через застывшую лавы, образует сталактиты, состоящие из соды.
Фото: Вячеслав Кузнецов
На границе Кении и Танзании, на кромке обширных равнин Серенгети высится конус вулкана Олдоиньо-Ленгаи (2962 метра). Это один из самых активных вулканов Восточной Африки: за столетие мощные извержения происходили здесь четырежды, последнее – 8 лет назад.
В середине XIX века первые исследователи Восточной Африки отмечали, что Олдоиньо-Ленгаи покрыт снегом, как и вершина Килиманджаро. На самом деле это не снег, а сода – она образовалась в результате контакта карбонатитовой лавы с влажным тропическим воздухом. Большинство вулканов на планете извергают силикатную лаву. Расплав, содержащийся в магматической камере Олдоиньо-Ленгаи, почти не содержит силикатов и состоит преимущественно из карбонатов натрия и калия. Из-за специфического химического состава лава этого вулкана разогрета всего до 500 °С (температура базальтовой лавы на 600 градусов выше) и обладает низкой вязкостью. Такая лава выглядит как черная жидкая грязь, а в застывшем состоянии больше похожа на цемент, нежели на привычный вулканический базальт. В процессе застывания подобной лавы образуются уникальные горные породы. Геологи дали им сложное название – грегориит-ньеререитовые карбонатиты (в честь первого исследователя Восточно-Африканской рифтовой системы Джона Грегори и первого президента Танзании Джулиуса Ньерере). «Вулкан Олдоиньо-Ленгаи и его потухшие собратья выбрасывали огромное количество вулканического пепла, который оседал на близлежащих равнинах, делая почву чрезвычайно плодородной, – рассказывает Дмитрий Черняховский, кандидат географических наук, основатель проекта “В джунгли с географом”. – На тучных пастбищах Рифтовой долины паслись стада крупных животных. Жесточайшая конкуренция за этот ценный ресурс могла обусловить, в числе других факторов, ускоренную эволюцию наших предков – гоминид, именно в Восточной Африке». В подтверждение своей гипотезы ученый напоминает, что всего в 50 километрах от Горы Бога (так переводится название вулкана с языка племени масаи), в Олдувайском ущелье, в 1960-х годах антропологи Луис и Мери Лики обнаружили останки Homo habilis (человека умелого). Именно здесь около двух миллионов лет назад наши предки начали изготавливать каменные орудия для разделки туш животных.

"Плохой бог не то же самое, что дьявол". Еще 4 горы, которые могут быть переименованы