Журнал №193, октябрь 2019
Жизнь планеты

Орнитологический детектив

02 декабря 2014
/upload/iblock/c94/c94a5a8b37fff7f0e44ee8f51a581c47.jpg
Колонка Александра Грека, главного редактора «National Geographic Россия».
Любопытную детективную историю рассказал мне заместитель директора по науке самого северного заповедника – «Остров Врангеля» – Василий Баранюк, автор статьи про белых гусей. На острове Врангеля встречаются две разновидности этих птиц – с красными и, собственно, в соответствии с названием, с белыми головами. Причем ничем, кроме окраски, они друг от друга не отличаются, в том числе и на генетическом уровне. По одной из гипотез 1980-х, все дело было в брачной окраске. Но пары одинаково успешно создавали как бледнолицые, так и краснолицые птицы. Другая гипотеза гласила, что цвет связан с доминированием – по аналогии с цветовой дифференциацией штанов в популярном в прошлом веке фильме «Кин-дза-дза». Однако наблюдения показывали: доминанты с цветом головы никак не связаны. «Цветная» загадка довольно долго мучила советских орнитологов. А разгадку они нашли совместно с американскими коллегами. Дело в том, что в СССР представления о зимовках большинства птиц напоминали «черный ящик» – осенью куда-то улетели за границу, весной откуда-то прилетели. С началом международного сотрудничества гусей стали метить пластиковыми шейными кольцами, индивидуальный код на которых можно было прочитать при помощи подзорной трубы с расстояния в несколько сот метров. И вот по весне вместе с гусями стали прилетать из США и факсы с информацией, на какой зимовке каких гусей видели. Так накапливались данные о привязанности разных птиц к одной из двух главных зимовок: к Северной Приморской или к Центральной Калифорнийской. Сопоставив эти данные с окрашенностью голов, ученые пришли к простому и логичному выводу о связи красноголовости с питанием на приморских соленых маршах северной зимовки, в илистых отложениях которых накапливается окись железа. От этого-то белое оперение на голове и приобретает охристую окраску. Одной орнитологической загадкой стало меньше.